Проектирование магазинов
1920-е - 1930-е годы
К 1920-м годам относится возврат зданий из административной функции в торговую. Несколько раз меняло свое назначение здание ГУМа.
После революции, в 1918-21 годах, в этом здании размещался Народный комиссариат по делам продовольствия РСФСР под руководством А.Д.Цурюпы. В качестве первого советского универмага ГУМ был открыт в 1921 году по указу Ленина, а в 30-е годы закрыт снова; в его помещениях были организованы правительственные учреждения.
Следующий переход к своей изначальной функции ГУМ осуществил в 1953 году, когда бригады Метростроя осуществили капитальный ремонт и переоборудование здания. В СССР ГУМ был крупнейшим универмагом.
Другое старейшее торговое предприятие СССР - ЦУМ - был открыт в 1922 году. Попытки преобразить архитектуру и дизайн торговых сооружений и сделать их более комфортными предпринимались, но их целью не был коммерческий успех магазинов.
В период нэпа в благоустройство магазинов особенно не вкладывались, так как большевики постоянно повторяли, что нэп - надолго, но не навсегда». Это время отмечено невиданными кутежами: торговцы предпочитали тратить деньги всеми возможными в то время способами, а не вкладывать их в развитие бизнеса.
Новые проекты отражали идеологию, и новизна уклада общества и процессов, происходящих в нем, воплотились в эстетике конструктивизма. Например, в 1924 году был разработан (и реализован в 30-е годы) проект универмага «Кировский» в Ленинграде, в стиле конструктивизма в 1927 году был построен универмаг «Краснопресненский» в Москве (проект братьев Весниных).
Универмаг «Кировский» в Санкт-Петербурге
Новаторским шагом стала организация фабрик-кухонь - социалистической версии и дальнего предка фудкортов. Спецраспределители существовали с 1918 года. Но розничным предприятием в полноценном смысле назвать их было нельзя. В распределительных магазинах ставились абсолютно противоположные задачи, и первой из них было - ограничить число покупателей. Власти обеспечивали контроль над распределением, выдерживали нормы отпуска и сохраняли в строжайшей тайне дислокацию мест, где в розницу по крайне низким ценам отпускались ветчина, аппетитная семга, ароматный сыр, нежнейшее масло и сметана, в которой ложка могла стоять вертикально.
С конца 20-х и в 30-е годы островки старой розничной торговли существовали в виде системы торгсинов, где торговали за иностранную валюту, золото и серебро (один из торгсинов великолепно описан в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» - на этом месте на Смоленской сейчас располагается универсам «Седьмой континент»).
Была система коммерческих магазинов, они объединялись в ОРТы (объединения розничной торговли) и по высоким ценам предлагали труднодоступные для населения товары.
В сталинское время пространство магазинов приобрело украшения в виде декора, скульптур, мозаик и лепнины, но целью такого преобразования интерьера тоже не было повышение продаж в рознице.
Нехватка продуктов на столах граждан компенсировалась их рельефным изображением, а мозаичные колосья и караваи, гроздья винограда и корзины с южными фруктами, скульптуры колхозниц и хорошо откормленного рогатого скота, скорее, воспевали торжество идей, нежели улучшали культуру покупок и потребления.
Если сравнивать архитектуру и градостроительство эпохи сталинизма с тенденциями в другом тоталитарном обществе - гитлеровской Германии, можно найти немало схожих черт. Серьезные отличия связаны с осознанием роля автомобиля в городской среде.
Например, в проекте реконструкции Берлина и новой столицы Третьего рейха города Германиа архитектора Альберта Шпеера большое внимание уделялось движению товара и потоков, и были запланированы подземная доставка и загрузка товаров, подземные стоянки. Учитывалась неизбежная «автомобилизация», реальность, которую в России пытаются игнорировать до сих пор, занижая нормы парковки.