магазин цум

Проектирование магазинов

История развития торговой архитектуры в России в XX веке

Как бы парадоксально это не звучало, но двадцать первый век российская торговля встретила почти в такой же стадии развития розницы, как и век двадцатый.

Ключевые темы те же: распространение формата самообслуживания и появление крупных магазинов с универсальным ассортиментом, выживание и поиск ниши для мелких единичных торговых точек, объединение небольших магазинов под одной крышей и поиск новых архитектурных форм для таких комплексов.

В большой степени ключ к пониманию современных задач и проблем лежит в истории. Несмотря на отличный от западной торговли путь развития, в России в XX веке был накоплен значительный опыт проектирования и строительства торговых объектов.

Поэтому, прежде чем начать разговор о современных принципах проектирования, рассмотрим особенности развития торговой архитектуры в России и те ограничения, которые сформировались в XX веке и сейчас оказывают значительное влияние на подход к проектированию - как в градостроительном масштабе, так и в масштабе отдельных сооружений.

 

1851 - 1917 годы

Бурный взлет строительства торговых зданий во второй половине XIX и начале XX веков был связан с появлением новых конструктивных решений, позволивших создавать внутренние пространства с большими пролетами, без опор.

Увеличилась площадь остекления, выросли размеры витрин, и стало применяться верхнее естественное освещение. Идея торгового здания нового типа - просторного, залитого светом пространства, в котором покупатель может наслаждаться зрелищем разнообразных товаров, собранных под одной крышей, - зародилась после Всемирной выставки 1851 года в Лондоне, когда изумленным взглядам посетителей предстал павильон «Хрустальный дворец».

хрустальный дворец

Сооружение поражало своими размерами: общая площадь павильона в трех уровнях составила 92 000 м.кв., и на тот момент «Хрустальный дворец» был самым масштабным сооружением в истории.

Не менее впечатляющим был внешний облик. Идея павильона принадлежала Джозефу Пэкстону, садовнику с 20-летним опытом, который реализовал в гигантском сооружении приемы, применяемые при строительстве оранжерей.

«Хрустальный дворец» был возведен из модулей из дерева и стекла, и прозрачные своды, казалось, парили над посетителями (высота центральной галереи составляла 32,4 м). Поскольку павильон был временным сооружением, он был построен в Гайд-парке, и деревья оказались включенными в интерьер, дополняя эффект полноценного торгового города. Сейчас этот павильон по праву считается прообразом современного универсального магазина.

Несмотря на то, что архитектурные достоинства «Хрустального дворца» вызывали сомнения у ряда архитекторов того времени (многие сочли его инженерным достижением и не более), идея Джозефа Пэкстона пришлась по душе торговцам и покупателям.

Новое торговое пространство представляло собой разительный контраст с существующими тесными и темными лавками и магазинами.

Во второй половине XIX века стали появляться крытые рынки и пассажи, где были применены металлические фермы и большие области остекления. Среди таких объектов можно назвать Центральный рынок в Париже, построенный в 1854-70 гг. по проекту В.Бальтара, Галерею Виктора-Эм¬мануила II в Милане (1865—77 гг., архитектор Дж. Менгони).

В Москве в 1893 году по проекту А.Н. Померанцева были возведены Верхние торговые ряды (ныне ГУМ), здание общей площадью 24 500 м.кв., со стенами и перекрытиями из железобетона и остекленным перекрытием пассажей (инженер В.А. Шухов).

Торговая площадь или торговая улица, перекрытая прозрачным сводом, стала основным организующим пространство элементом.

Появились многоэтажные универмаги, в которых галереи выходили на центральный атриум, или, как тогда говорили, «парадный зал». Например, универмаг «Бон марше» в Париже, построенный в 1868 г. по проекту архитектора Л.О. Буало и инженера А. Г. Эйфеля; «О прентан», 1881—89 гг., по проекту архитектора П. Седиля; «Мюр и Мерилиз» в Москве, 1906-08, по проекту Р.И. Клейна. 

бон марше в париже

Универмаг «Бон марше» в Париже

В магазинах, построенных на рубеже 19-20 веков, уделялось большое внимание эстетике и индивидуальности. На первый план выдвигалась театральность в интерьере и представлении товаров, и магазины сочетали в себе черты дворца и выставки.

Распространенный в то время стиль эклектика - стиль свободного выбора элементов - подчеркивал такой подход к фасаду и внутреннему убранству торговых залов. Роскошь отличала «Елисеевские» магазины в обеих столицах, и особый упор на театральность делали магазины производителей - такие, как знаменитый магазин Кузнецовского фарфора на Мясницкой улице в Москве (здание построено в 1898 году по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля), магазин колониальных товаров «Чайный домик» в Москве (1890 г., по проекту Р.И. Клейна, фасад и интерьер в 1895 году оформлен в китайском стиле, архитектор К.К. Гиппиус).

магазин кузнецовского фарфора

Магазин Кузнецовского фарфора на Мясницкой улице в Москве

Со строительством новых магазинов в России начала XX века снижалась доля ярмарок во внутреннем товарообороте, развивалась магазинная форма торговли. В 1900 - 1913 годах внутренний товарооборот вырос на 60% и достиг 18,5 млрд. рублей, и на города в 1912 году приходилось 72,5% внутреннего товарооборота.

Расцвет торговой архитектуры был прерван Первой мировой войной, а последующие события - Великая Октябрьская революция и Гражданская война - направили развитие торговых зданий по своеоб¬разному пути.

Торговля советского периода имела значительное сходство с торговлей в Древнем Египте периода Древнего и Среднего царств (с 30 по 14 зека до н.э.): та же система распределения продуктов, приоритет обеспечения о чиновников - армеиских чинов и руководителей разного ранга, - согласно занимаемой должности, снабжение «ударных» строек.

Развитие российской торговли в советское время шло от самой архаичной формы - товарообмена без участия денег (распространенный после революции и в конце перестройки бартер), был период «феодализма» с характерным разбором мест и тортовых точек, грабежом на дорогах и внутренними таможнями.

Последствия той стадии до сих пор изжиты не полностью. Действительно, советское время отбросило развитие торговой архитектуры на многие годы назад, но было бы серьезной ошибкой считать, что магазиностроение в эти годы не развивалось.

В СССР существовала серьезная теория проектирования, выпускалось много (несравнимо больше, чем сейчас) изданий по проектированию и строительству - очень подробных, но весьма специфических. Разработки велись Гипроторгом при Министерстве торговли СССР и союзных республик, а также ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов; изучался и анализировался зарубежный опыт и возможности его применения в условиях социализма.

Многие ошибки, которые распространены в проектировании торговых объектов сегодня, проистекают именно из основательной теоретической базы советского периода. Возможно, современным торговцам было бы проще начинать с чистого листа...

Любые принципы проектирования магазинов формулируются в зависимости от задач. Поскольку в СССР не ставилась задача эффективной, коммерческой торговли, а доминировали другие цели, теоретические посылки, которые лежали в основе проектирования торговых зданий, оказались сейчас неприменимыми.

Например, до 70-х годов при размещении магазинов, в основном, принималась в расчет не величина торговой площади, а количество рабочих мест в торговом предприятии на 1000 жителей территории. Практически ни в один из периодов социализма привлекательность торгового пространства для покупателя не оценивалась с коммерческой точки зрения, и вопрос внутренней планировки рассматривался в разрезе логистики, удобства персонала или нормального состояния посетителей магазинов как мест общественного пребывания.

В СССР работы по изучению психофизиологического состояния людей в массовых общественных зданиях проводились в МИСИ им. В.В. Куйбышева под руководством профессора В.М. Предтеченского. В теории проектирования торговых сооружений в СССР были серьезные противоречия, связанные с приоритетом идеологии над экономикой.

Это сказалось в адаптации зарубежного опыта, когда многие принципы были искажены, а также в том, что ряд разработок проектных организаций оказался абсолютно оторван от реальной торговой практики из-за того, что «в социалистическом обществе это должно быть по-другому».

Еще одна проблема при создании магазинов в советское время состояла в том, что власть не была в состоянии осуществлять снабжение, и, соответственно, развитие потребностей граждан не укладывалось в систему координат социализма. Советских граждан нельзя было подвергать чрезмерным искушением со стороны товаров, и следовало помнить предупреждение В.И.Ленина о том, что «из стихии торговли возрождается капитализм».

Для общества имеет огромное значение приоритет развития внутренней торговли. Когда он был верно осознан, это всегда приводило к значительному укреплению страны, росту ее производительных сил, примером могут служить США. Есть потребность - вырабатывается ее удовлетворение, усложняются вкусы и привычки, меньшей становится зависимость от зарубежных и местных поставщиков, расширяется и углубляется ассортимент производимых и закупаемых товаров, общество приобретает большую устойчивость.

Усиливается желание компаний работать на таком стабильном рынке, предлагая там свои товары и услуги. Задача развития вкусов и привычек населения стоит сегодня не только перед Россией. Схожие задачи решают и бывшие республики СССР, страны восточной Европы, где ограничения рыночных связей и система распределения на многие годы задержали развитие торговли. Вообще, задача создания спроса стоит перед большей частью человечества. В том числе, актуальна она в самых населенных странах мира - Китае, Индии, Индонезии, где развитие и стимулирование внутреннего спроса способно в значительной степени снизить зависимость от экспорта товаров и, соответственно, от негативных процессов, происходящих в экономиках других стран. Процесс укрепления экономики посредством увеличения внутреннего спроса очень динамичный, хотя он сопровождается проблемами, связанными с изменением в обществе, производстве, внутренней и внешней торговле.

Далеко не все гладко и в такой развитой стране, как США. А масштабы задач, стоящие перед российской торговлей, просто впечатляюще велики. Можно сказать, что о формировании спроса российские торговцы стали задумываться только в XXI веке, и это стало находить отражение в планировке торговых объектов, оформлении фасадов и интерьера.

 

Навигация