Жилые дома в США до эпохи Битлз
За развитием архитектурной мысли в Соединенных Штатах, пожалуй, легче всего проследить по строительству односемейных, частных домов, так как оно с исключительной верностью отражает все неустанно меняющиеся направления американского зодчества. На постройке односемейного дома в первую очередь испытываются новые идеи и замыслы. Кроме того, обычно проект такого дома является первой работой начинающего американского архитектора.
Одним из лучших образцов архитектуры жилого дома в нашем веке несомненно является загородный дом Франка Ллойд Райта - «Фоллингуотер». Дом словно слит со скалой, на которой он воздвигнут. Этот шедевр «органической архитектуры» Райта отражает про-явившееся в большинстве его работ стремление связать архитектуру с природой. Призыв великого архитектора к отказу от условностей классической архитектуры ни на кого не повлиял больше, чем на молодого еще архитектора Герберта Грина. Почти буквальное воспроизведение последним существующих в природе форм вероятно удивило бы самого Райта, хотя оно и выполнено в строгом соответствии его заветам.
В противовес столь ярко выраженному индивидуализму в архитектуре, появилось чрезвычайно интересное контртечение, ставящее себе целью разработать эффективные, дешевые методы строительства жилых домов из стандартизованных сборных элементов. Сборный дом компании «Техбуилт» - один из наиболее простых и недорогих вариантов, предлагаемых этой строительной фирмой. Более остроумно и своеобразно использованы стандартизованные элементы в работах Рихарда Нейтра. В проектировке своих «калифорнийских домов» Нейтра не мало заимствовал у японской классической архитектуры, широко пользуясь при этом (подчас исключительно смело; технологическими достижениями XX века. В то же время его дома всегда подчинены условиям местности и климата.
Работы Марсела Брейера положили начало одному из более влиятельных направлений в современной американской архитектуре. Брейер проектирует односемейные дома в виде двух отдельных зданий, соединенных вестибюлем. В одном здании размещены спальни, ванные комнаты, быть может, детская или комната для отдыха. В другом - кухня, столовая, гостиная. Такой план позволяет пристройку по мере роста семьи добавочных помещений без нарушения единства архитектурного замысла. Произвольное использование Брейером естественных строительных материалов находит себе многих последователей, как например Эдуарда Барнса, свободно подчиняющего требованиям современного быта испытанные методы строительства.
Влияние американских работ Миса ван дер Роэ отразилось в проекте стеклянного павильона Филипа Джонсона. Как и его учитель, этот архитектор задался целью разработать общие методы конструкции из стали и стекла. Однако, в отличие от работ Миса ван дер Роэ, его павильон, по своей детализации и по стремлению связать здание с изящностью разбитого вокруг него парка, перекликается с архитектурой XVIII века.
Обшитая стеклом стальная конструкция Чарлза Имса напоминает плоскостями, очерченными прямыми линиями, японскую архитектуру. Однако, за последнее время наблюдается отказ многих архитекторов от ничем не украшенных плоских фасадов в пользу более массивных скульптурных форм. Проблема прекрасно решена Полем Рудолфом, скрывшим плоскость фасада своего «дома в дюнах» под железобетонными рамами, защищающими панорамные окна от солнечных лучей.

Герберт Грин. Загородный дом, Оклахома (1961)

Карл Кох. Сборный дом фирмы «Техбуилт»

Рихард Нейтра. Загородный дом, Калифорния (1946)

Марсел Брейер. Загородный дом, Массачусетс (1947)

Филин Джонсон. Загородный дом, Коннектикут (1949)

Пол Рудолф. Дом в дюнах, Флорида (1963)

Чарлз Имс. Загородный дом, Калифорния (1950)
