пример усадьбы

Дачная усадьба и сельская усадьба

К концу XIX в. в России определяется контур характеристик, выделяющий дачу в самостоятельный архитектурный тип, отличный от сельской усадьбы. Если усадьба обязана была приносить доход от продажи леса, от посевов и обработки земли, от животноводства (что она успешно и делала), то дача - нет.

Хотя купечество, фабриканты, другое состоятельное городское сословие и пыталось устраивать свои загородные усадьбы-дачи по образу и подобию дворянской усадьбы, «...но материальное обеспечение происходило не за счет эксплуатации крестьян, а за счет прибыли от заводов и мануфактур, зачастую стоявших неподалеку».

усадебный дом времен царской россии

Ввиду этого даче свойственно отсутствие сельских угодий, обширных дворовых служб и, соответственно, для нее достаточна сравнительно небольшая площадь участка. На дачу выезжали в основном летом; зимние дачи хоть и имели место, но широко распространены не были. И что важно, путь от города до дачи занимал не более 3-х часов (учитывая близость дачи от города или от ж/д станции) в отличие от усадьбы, до которой зачастую «три дня пути».

Дачная жизнь становится особым и популярным фрагментом городской культуры.
Как справедливо подмечают исследователи русской дачи второй половины XIX в., дачный образ жизни - это отдельный ритуал; это заранее и придирчиво подготовленные к летнему сезону туалеты, это вечерний променад и неторопливые беседы, и, наконец, дачная жизнь - это театр.

Есть и еще один, пожалуй, самый главный отличительный признак, проводящий глубокую межу, которая отделяет традиционную усадьбу от дачи. Усадьба - это родовое гнездо; место рождения и взросления в лоне семейных устоев, святынь. Ее негромкая миссия - «память рода».

Традиционная усадьба есть хранительница этой памяти; дача, как временное пристанище, даже очень добротная, - нет. Таким образом, в конце XIX - начале XX в. усадьба и дача получают отчетливые функциональные и морфологические отличия, позволяющие говорить о сельской усадьбе и дачной усадьбе как о разных. Усматривается заметное снижение роли дачной усадьбы в отличие от традиционной, сельского типа, как производителя сельхозпродукции со всеми вытекающими отсюда последствиями: уменьшением размеров территории, сокращением хозяйственных служб, приоритетом декоративного садоводства.

Дача выступает в качестве особою фрагмента городского жилища, а дачная жизнь - составной части городской культуры. В дополнение к этому отметим, что и загородный дом, центр дачной усадьбы, в сильной мере испытывает влияние со стороны города, он постепенно приобретает свои отличительные особенности, не позволяющие перепутать его с домом сельской усадьбы.

Загородный дом активно заимствует стилистику городской архитектуры, ее декор. Однако при возведении дачного дома применяются сравнительно дешевые строительные материалы, а дом по архитектуре всегда проще, чем городской, он ближе к природе.

Авторы трудов по дачной архитектуре этого периода подчеркивают, что такие существенные признаки, как сезонность эксплуатации (дом служит для использования преимущественно в летнее время), предназначенность для отдыха, влияют на его проектирование и дальнейшее построение. На такие отличительные черты дачного дома указывает, в частности, Э.Ю. Купффер в своем довольно обширно м труде «Жилой дом», изданном в самом начале 20-го столетия, который фиксирует состояние жилища в этот период. Этот автор указывает к тому же на дифференциацию жилых домов по признаку имущественного достатка их владельцев и различает дома состоятельных и малоимущих.

В задании по промышленному строительству содержатся основание для проектирования, район или пункт строительства, характеристика продукции и мощность производства, основные источники снабжения сырьем и энергией, намечаемое производственное и хозяйственное кооперирование, предполагаемое расширение в дальнейшем, районы потребления продукции, сроки и очередность строительства, ориентировочные размеры капитальных вложений,
архитектурно-планировочное задание (при размещении предприятия на территории городов и населенных мест городского типа).

Мы можем различить их (жилые дома) по общественному и материальному положению жильцов, а именно:

  • дома для высшего, состоятельного класса
  • дома для среднего, менее состоятельного класса
  • дома для низшего, малосостоятельного класса

Э.Ю. Купффер высказывает мнение о том, что внимание первым делом должно быть адресовано дому для среднего класса, а также дешевому дому - как наиболее массовым видам строений. Общий интерес он стремится направить «...не столько на богатые и обширные особняки, как на более скромные, даже маленькие и дешевые, ибо последние нам легче доступны и скорее к выразителям культурного уровня народа, чем например, дворцы и вообще богатые барские дома..».

Наиболее характерное различие жилых домов для людей каждого из сословий заключается, по утверждению Э.Ю.Купффера, в числе жилых помещений: «Число комнат, нужных для жильца среднего состояния, колеблется от 4 до 8. Если их больше, то здание можно отнести к богатому барскому дому, если же их меньше, и притом они отличаются скромностью и крайними размерами, то в большинстве случаев такую постройку следует причислить к дому для рабочих».

Oт количества комнат в доме зависит также число и устройство дополнительных хозяйственно-бытовых помещений, а вместе с этим величина и архитектура всего здания в целом.

Если сопоставить между собой проекты дачных домов, предназначенных для строительства в этот период и представленных в изданиях, то можно отметить следующие особенности.
Общая площадь помещений дачных домов имеет большой разброс и колеблется в пределах от 35 кв. м до 600 кв. м и более. Малые дачи в составе помещений насчитывают всего одну-две комнаты и кухню, имеют холодные пристройки, где размещены кладовые, чуланы и холодный ватер-клозет. В больших дачах количество одних только жилых комнат доходит до 10, здесь предусмотрены теплые ванные и туалеты, рядом с кухней расположены комнаты для прислуги. Кроме того, в этих дачах дополнительно в большом числе запроектированы летние помещения (под скатами крыш, в башнях и т.п.) и подсобные помещения в подвалах и полуподвалах, в пристройках. Во многих больших домах есть по два-три входа - один парадный, другие черные.
Всем без исключения дачам, и малым, и большим, свойственны открытые или остекленные террасы, бароны, веранды (сени), навесы. В больших дачах этих легких помещений насчитывается несколько.

Сопоставляя между собой архитектуру дачных домов и городских особняков, спроектированных и построенных в конце XIX в., следует заметить, что здесь порой трудно усмотреть различия. Часто загородные дома и городские особняки очень схожи, мало разнятся по набору помещений, планировке, по внешнему облику.

Архитектурные особенности загородных дачных домов на этом этапе просматриваются, но еще не столь отчетливо, как это будет в последующем.
Не случайно практически все собрания содержат проекты домов, которые авторы рекомендуют одновременно для строительства и в городе, и в дачной округе. Тем не менее в этот период уже обозначены некоторые черты дачной архитектуры.

Широкий диапазон планировочных и художественно-декоративных приемов, допускаемых эклектикой, способствует отбору таких черт. Свободная постановка дома на дачном участке и относительная независимость от окружающей застройки (в отличие от городского особняка, зажатого на тесном городском пространстве), его свободная, расчлененная композиция, удобная и экономичная планировка, живописный силуэт с башенками, мезонинами, балконами, галереями, наличие большого числа летних помещений - все это предопределяет особый архитектурный облик дачного дома.

«...При композиции загородных домов или дач воображение имеет более свободы; и здесь есть известные правила, но они не так строги: легкость, разнообразие и согласование с окружающей природой должны быть руководителями составляющего проект дачи», - отмечает П. Фурманн, автор одного из архитектурных сборников.
Эти общие приметы присущи многим дачам, появившимся к концу XIX века в большом числе не только в пригородах Петербурга, но и других крупных российских городов. Следует отметить, что прогрессирующая тенденция распространения дачной усадьбы в России отражает общие процессы, характерные для состояния городского жилища этого периода в большинстве стран Европы.

 
В архитектурной мастерской
◁ НазадДалее ▷