проектировщики

Архитектурное проектирование

Любое архитектурное сооружение в первую очередь должно отвечать своему практическому назначению, т. е. в нем должны быть созданы наиболее благоприятные условия, обеспечивающие проведение того или другого жизненного (функционального) процесса (бытового, производственного, учебного, лечебно-оздоровительного, зрелищного и т. п.)

Задача архитектора, приступающего к проектированию какого-либо здания, в первую очередь заключается в тщательном изучении этого жизненного процесса и его закономерностей. Необходимо ознакомиться как с фактическим состоянием процесса в данное время, так и с тенденциями его развития (как было указано выше, каждое здание рассчитывается на длительный срок эксплуатации). Отсюда вытекают два одинаково необходимых вида предварительного ознакомления:

1) изучение (возможно более широкое) отечественного и зарубежного опыта строительства и эксплуатации зданий, обслуживающих данный процесс, по литературе, проектам и фотографиям;

2) изучение в натуре эксплуатации зданий данного типа (наблюдение в натуре за функциональным процессом и изучение условий работы людей, обслуживающих различные его звенья).

Одновременно происходит знакомство с планировкой зданий, их оборудованием и конструкциями. Особую сторону изучения будущего строительства представляют его природные и градостроительные условия, к которым относятся: природные особенности района строительства, рельеф местности, подъезды к будущему зданию, условия для его санитарно-технического оборудования, размеры и форма строительного участка и его связь с прилегающей территорией и застройкой, значение будущего здания в архитектурном ансамбле.

В условиях типового проектирования изучение местных особенностей строительства связано с проектом привязки типовых проектов к конкретным участкам. Разработка самих типовых проектов, рассчитанных на широкое применение в строительстве, основывается на общих географических и национальных особенностях региона или экономического района, для которых типовые проекты составляются.

В процессе работы над проектом последовательно выполняется в эскизах ряд возможных архитектурно-планировочных вариантов и соответствующих им архитектурно-конструктивных форм будущего здания, оцениваемых архитектором как с точки зрения наилучшей организации функционального процесса, так и с точки зрения конструктивной, экономической, санитарно-гигиенической и художественной.

Основное содержание проекта - организация жизненного процесса; он является главным условием архитектурного формообразования. Но, с другой стороны, и создаваемая архитектором архитектурная форма активно влияет на содержание жизненного процесса. Определяемые проектировщиком размеры и формы помещений и объемов здания, их взаимное расположение и связь, возможное конструктивное решение влияют на качество и характер функционального процесса, облегчают или затрудняют его. Следовательно, в процессе проектирования необходимо найти лучшее решение. В практике проектирования и строительства такое решение приходит в процессе творческого труда большого коллектива разных специалистов: архитекторов, технологов, инженеров-конструкторов и строителей, сантехников, сметчиков и др. Ведущая и объединяющая роль в этом коллективе принадлежит архитектору.

Специфика творческого труда коллектива проектировщиков заключается в поисках наилучшего проектного решения здания, удовлетворяющего следующие основные, требования:

  • максимальное удобство для людей при эксплуатации здания, что в значительной мере зависит от габаритов помещений, рационального размещения оборудования, наилучшей взаимосвязи помещений, легкой и ясной ориентировки людей внутри и вне сооружения, удовлетворения специальных требований (освещенности, проветривания, теплового режима и др.);
  • конструктивная целесообразность и экономичность здания, гарантирующие одновременно его долговечность и в значительной мере зависящие от соответствия всех площадей и высот помещений действительным потребностям и нормам, от выбранной формы здания, от принятых конструкций и строительных материалов стен, перекрытий и других элементов, от наиболее прогрессивных методов возведения здания;
  • соответствие архитектурно-художественного образа здания его назначению, социальной значимости и эстетическим взглядам общества.
 
В архитектурной мастерской
◁ НазадДалее ▷