колоннада
Пример колоннады

Пространственность интерьера

Архитектура и дизайн | Проектирование интерьера

Важнейшим условием и средством выражения художественного качества интерьера, а также и архитектурного ансамбля, является выявление его пространственности, которая характеризуется в первую очередь выявлением глубины пространства по основным направлениям видимости интерьера (главным образом в глубину, но также вширь и вверх).

Рассмотрим общие условия построения и выявления глубинности пространства в дизайне интерьера.

1. Прежде всего глубинность пространства зависит от фактических расстояний до его границ, которыми в интерьерах являются поверхности стен и перекрытий, и от соотношений этих расстояний. Когда преобладающим и достаточно большим является расстояние по глубинной координате, как это имеет место в анфиладах, галереях и залах, в которых длина намного превосходит ширину, тогда глубина пространства выражается в наибольшей степени.

2. Одним из основных факторов выявления глубины интерьера является композиционная структура плана здания. В первую очередь следует указать на классический прием развития композиции интерьера здания по взаимно-перпендикулярным глубинным осям, раскрывающим анфилады помещений и перспективы.

В этом отношении наиболее характерны планы Палладио и зодчих русского классицизма (вторая половина XVIII и начало XIX вв.) - Баженова, Казакова, Кваренги, Росси и др.

В приводимом примере последовательно выдержан принцип композиции плана здания по осям; при этом все оси приводят к дверным или оконным проемам, выводя взгляд за пределы здания в природу.

Тем самым устанавливается связь интерьера с окружающей здание средой. Пространство интерьера зрительно расширяется, причем это достигается не путем увеличения площадей и кубатуры здания, а только путем применения определенного композиционного приема.

Прием строгого построения интерьера по осям симметрии может быть назван регулярным в отличие от приема свободной композиции плана, при котором не преследуется цель достичь симметрии ни в целом, ни в частях.

Но и в такой свободной, живописной композиции тоже могут быть достигнуты единство и пространственность интерьера путем создания глубины в определенных направлениях, а также путем расчленения пространства на отдельные участки, которые, будучи разграниченными, составляют в то же время единое целое. В последнее время такие приемы композиции планов со свободным раскрытием пространства широко применяются в архитектуре общественных и жилых зданий.

3. Выявление глубинности пространства интерьера зависит также от его членений. Определение начальной (первый план) и конечной (дальний план) границ создает необходимые условия для выявления глубины пространства.

Этим приемом часто пользуются при декоративном оформлении сцены и в живописи при выявлении глубины пространства. Но еще более выразительной становится глубина пространства при наличии промежуточных членений между первым и дальним планами, благодаря которым создается как бы отсчет глубины пространства. Если количество членений по глубине сильно увеличивается, то эти членения зрительно воспринимаются как поверхность, уходящая в глубину, и членения фактически исчезают.

4. Выявление глубинности пространства достигается также наличием поверхностей, уходящих в глубину пространства. Они могут быть названы поверхностями, секущими пространство. Они вызывают зрительное движение по ним в глубину и служат поэтому средством выявления глубины пространства. Расчленение секущих поверхностей таким рельефом, который образует линии, идущие в глубину, создает направляющие для указанного зрительного движения. Это средство выявления глубины пространства интерьера называется методом сечения.

5. Выявление глубинности пространства достигается также методом наложения, при котором формы передних планов частично заслоняют собой формы задних планов, чем выявляется их взаимное расположение по глубине.

6. Глубину пространства интерьера выявляют перспективные сокращения всех предметов, уменьшающихся по мере удаления их от зрителя. Эти перспективные сокращения вызывают сходимость параллельных, уходящих в глубину, горизонтальных линий в точках схода на горизонте, уменьшение высот, ширин и глубин форм и интервалов между ними по мере их удаления, ракурсы и другие явления линейной перспективы. В архитектурных сооружениях и их интерьерах преобладают вертикальные и горизонтальные плоскости и простые геометрические поверхности и объемы. В силу этого все указанные явления линейной перспективы в архитектурных перспективах выражены особенно ярко. В ранее указанных методах сечения и наложения присутствуют и перспективные сокращения, так же как в архитектурной перспективе совмещаются и вышеуказанные методы сечения и наложения.

7. Глубина пространства выявляется также воздушной перспективой, которая сильнее чувствуется в ансамблевых построениях с дальними планами, но в известной мере имеет место также и в интерьерах. Благодаря воздушной перспективе формы, находящиеся вблизи, на первом плане, воспринимаются более ясно, отчетливо и рельефно. Хорошо видима фактура их поверхности. По мере удаления их детали начинают обобщаться и исчезать, перестает быть видимой фактура. Объемные и рельефные формы по мере удаления начинают восприниматься как плоскостные и силуэтные, уменьшается ясность цветовых соотношений, изменяются тональности цветов и погашается их насыщенность. Аналогичные изменения происходят и в светотени: по мере удаления предметов ослабляются как свет, так и тени.

В архитектурной композиции преимущественно используется естественно возникающая линейная и воздушная перспектива. Но иногда пользуются усилением как одной, так и другой перспективы. Метод усиления линейной перспективы, а иногда приближения удаленных предметов и трансформации пространства выясняется на приводимой выше схеме. Здесь показан фрагмент архитектурной декорации, имеющей два горизонта, а также построения с двумя точками схода при одном горизонте.

Усиление перспективы широко используется в театральных архитектурных декорациях, а также в произведениях живописи при изображении архитектурных мотивов.

8. Пространственность интерьера требует особого подхода к обработке ограничивающих его поверхностей. В противоположность поверхностям наружных фасадных стен, которые часто подчеркивают рельефной фактурой, в интерьере преимущественно используются гладкие и полированные поверхности. Для окраски стен и плафонов предпочитают светлые, наименее плотные и тяжелые цвета: для стен широко применяется стекло. Все это способствует впечатлению большей пространственности интерьера.

Большое значение в композиции крупных интерьеров в общественных и производственных зданиях имеет форма перекрытий.

Во всех видах пространственной композиции, а также в интерьерах мы сталкиваемся с явлением зрительного движения, которое возникает при наличии рассмотренных выше признаков глубинности и направлено в глубину пространства.

Более всего зрительное движение в глубину вызывается поверхностями, секущими пространство. Это явление связано с осями симметрии (или равновесия): преобладание какой-либо оси создает направленность зрительного движения по этой оси.

Прямоугольный зал с плоским перекрытием, вытянутый в плане, имеет в силу его геометрических свойств главную ось вдоль зала и так же направленное зрительное движение. Квадратный в плане зал с плоским или купольным перекрытием не имеет преобладающей глубинной оси симметрии. Он центричен. Зрительные движения в глубину в таком зале направлены в различные и противоположные стороны и как бы взаимно погашаются. Естественно, что форма такого зала в силу его геометрических свойств в комплексе с помещениями, имеющими другие пропорции, может рассматриваться как статическая (т. е. останавливающая зрительное движение). В сложных планах зданий мы можем видеть сочетание динамических и статических по форме помещений в зависимости от их пропорций и от направления доминирующих осей.

Если вытянутый в плане прямоугольный зал перекрывается по ширине цилиндрическим сводом, то к доминирующей продольной оси зала присоединяется имеющая то же направление ось свода, отчего зрительное движение в глубину зала выражено сильнее. Динамика такого помещения выражена тем больше, чем сильнее контраст между длиной и шириной. При очень сильном контрасте зал превращается в галерею, коридор, форма и динамика которого соответствуют основному продольному движению в нем людей. Таковы станции и сводчатые переходы метрополитена.

Интерьер создается не только архитектурными формами стен, потолков, полов, проемов и их декором, но и оборудованием всякого рода: в производственных интерьерах - расположением машин и оборудования, в интерьерах жилых и общественных зданий мебелью, арматурой электроосвещения, санитарно-техническим оборудованием, акустической отделкой, специальным оборудованием, декоративными тканями.

 
Дополнительно
◁ НазадДалее ▷