Проектные решения канализования Опыт Ленинграда
Послевоенные проекты и строительство канализации
В 1944 г. был поставлен вопрос о продолжении строительства новой канализации по проекту 1939 г. Это строительство должно было вестись в первую очередь в центральной части города как наиболее заселенной (около одного миллиона жителей).
Предполагалось строить на первое время береговые коллекторы бытовой канализации, с тем чтобы подать в них сточные воды из существующих канализационных выпусков уличных сетей. В будущем по улицам, во дворах и кварталах должна была быть построена бытовая сеть. Невольно возникал вопрос о целесообразности подобного решения. Очевидно, было бы проще использовать фактически существующую общесплавную, уличную и дворовую сети, а главные коллекторы устроить по общесплавной системе. Такое решение требовало разработки практически пригодных методов для гидравлического расчета общесплавных сетей и особенно ливнеспусков, а также рассмотрения вопроса о возможности ликвидации дворовых выгребов, количество которых достигло к этому времени 70 тысяч.
Создание научно обоснованного метода гидравлического расчета общесплавной сети и ливнеспусков на ней было начато проф. Н. Н. Беловым в 1939 г. в Ленинградском НИИ Академии коммунального хозяйства (ЛНИИ АКХ) и к 1950 г. было в основном закончено [4; 5].
Широкая экспериментальная проверка технической возможности ликвидации выгребов на существующих дворовых сетях была выполнена в течение трех лет сотрудниками ЛНИИ АКХ. Полученные результаты показали, что выгребы из-за увеличившихся расходов сточных вод и роста количества жителей, приходящихся на каждый из них, потеряли свое значение. Эффект задержания в них нерастворенных веществ не превышал 5 - 10% при вывозе осадков ассенизационным транспортом 3 - 6 раз в год. Существующие дворовые общесплавные сети, несмотря на большое количество строительных дефектов (обратные и резко колеблющиеся уклоны, обратные пороги в лотках колодцев и т. п.), после ликвидации выгребов не дают больших закупорок, чем при их наличии. Поэтому оказалось возможным использовать на первое время существующие дворовые сети с ликвидацией на них антисанитарных выгребов.
Результаты проведенных исследований позволили разработать проектное задание на строительство канализации в центральной части Ленинграда с тяготеющими к ней районами южной части города по общесплавной системе с полным использованием существующих уличных и дворовых сетей.
До последнего времени бытуют предубежденные взгляды на общесплавную систему, так как в нашей стране имеется всего 20 городов с такой системой канализации, построенной очень давно, и лишь один город - Тбилиси, где общесплавная сеть начинала строиться. Во всех остальных городах страны система раздельная; такой же она проектируется и поныне для новых городов и большинства промышленных предприятий.
Экономические подсчеты по затратам на строительство и эксплуатацию разных систем канализации в Ленинграде с очевидностью показывают все преимущества общесплавной системы (табл. 1). Осуществление в первую очередь строительства лишь береговых перехватывающих тоннелей с насосными станциями значительно сокращает первоначальные затраты. Не требуется вскрытия улиц на больших площадях и тем исключается нарушение нормальной жизни города. К тому же в центральной части имеется до 50 км улиц, осуществить на которых траншейную прокладку труб канализации технически невозможно из-за большого количества подземных коммуникаций и малой ширины этих улиц.
Кружками обозначены насосные станции. Заштрихованы территории, канализуемые по полной раздельной системе, а остальные - по общесплавной системе
Канализация центральной части Ленинграда имеет свои специфические особенности: а) ливнеспуски устраиваются на сравнительно мелкозаложенных притоках (уличных сетях) в месте их впадения - в перехватывающие (набережные) тоннельные коллекторы; б) до переустройства остается необходимость прочистки существующих уличных сетей из-за малых скоростей течения в них сточных вод.
Строительство канализации центральной части города заканчивается (рис. 2), и сточные воды поступают на районную насосную станцию.
Относительная стоимость строительства уличных и переустройства дворовых сетей, а также затраты на эксплуатацию канализации центральной части Ленинграда по общесплавной и полной раздельной системам (по подсчетам института Ленгипроинжпроект)
Постройка первого перехватывающего коллектора общесплавной системы канализации резко улучшила санитарное состояние того водного протока, вдоль которого он был осуществлен (табл. 2). Даже внешне это характеризуется цветом воды и появлением рыбы.
Состав воды водоема до и после ввода в действие перехватывающего коллектора с 9 ливнеспусками
Перехватывающие коллекторы и тоннели подходят к главной насосной станции на глубине около 19 м (подробно см. гл. V). Скорости течения в этих коллекторах в сухое время года колеблются от 0,9 до 1,80 м/сек, а во время дождей - от 1,5 до 1,9 м/сек.
В связи с изменениями установок по планировке города с 1960 г. была начата разработка генеральной схемы канализования города и проектного задания I очереди строительства в южной части города. Общие показатели по этим работам приведены в табл. 3, а схема основных сетей - на рис. 2. Более подробное изложение и обоснование принятых технических решений приведено ниже (в § 4 настоящей главы и в остальных главах).
Основвые показатели по генеральной схеме канализации Ленинграда и первой очереди строительства (территория южной части города и очистные сооружения, общие для южной и центральной частей города)(по данным института Ленгипроинжпроект, 1960-1962 гг.)

В настоящее время ведется широкое строительство канализации во всех районах города. К началу 1970 г. построено более 50 км тоннелей разного диаметра и общая протяженность уличных сетей достигла 1234 км