Проектные решения канализования Опыт Ленинграда
Состояние проектирования и канализования города
до 1917 г.
В дореволюционном Петербурге - Петрограде не было правильно устроенной канализации. Сточные воды по уличным сетям сбрасывались через сотни выпусков без всякой очистки во все городские каналы и реки. Подобное положение было характерно для царской России, в которой насчитывалось всего 18 городов с канализацией, но, как правило, без очистных сооружений.
С 1770 года началось строительство в городе подземных каналов (деревянных и кирпичных) для отведения в городские реки и каналы дождевых и грунтовых вод (своего рода ливнево-дренажная сеть), общая протяженность которых к 1830 году достигла 95 км. Помои и нечистоты от кухонных раковин, люфтклозетов и дворовых уборных собирались в дворовые выгребы (в большинстве случаев деревянные), откуда вывозились на поля ассенизации (свалки). Однако количество таких отбросов увеличивалось, и вывоз их становился все более затруднительным и дорогим. Поэтому домовладельцы стали самовольно соединять выгребы с уличными каналами.
В 1865 году была создана комиссия "по устройству мостовых и труб для отвода нечистот", которая объявила несколько конкурсов на составление проектов удаления нечистот [1; 2 и 3], но все эти проекты не представляли практического значения, так как не базировались на реальных исходных данных. В 1909 г. инж. К. Д. Грибоедовым был разработан проект канализации города (на население в 2,6 млн. жителей) по полной раздельной системе (рис. 1).
Особенностью проекта являлось: расположение главных коллекторов бытовой канализации вдоль основных городских водных протоков, децентрализация очистных сооружений (4 очистные станции), установка для перекачки малых расходов сточных вод только в трех районах города около 100 насосных станций и гидроподъемников конструкции автора проекта (в Василеостровском районе - 40, в Петроградском - 24, в Центральной части города - 30) и сравнительно небольшие уклоны труб уличной сети (например, др 0,0002 для трубы диаметром 2,0 м).
После эпидемии холеры в 1911 г. при городской думе была создана комиссия по водоснабжению и канализации города. Проект канализации комиссия поручила составить профессору Политехнического института Д. П. Рузскому. Выполненный им проект предусматривал полную раздельную систему на расчетное количество населения в 3,6 млн. человек с 29 насосными станциями и выпуском сточных вод после механической очистки в Невскую губу. Площадка под единые для всего города очистные сооружения намечалась у Лисьего Носа, для чего предусматривалась укладка через Невскую губу тоннельного коллектора. При экспертизе проекта было предложено оставить лишь две насосные станции и ликвидировать напорные трубопроводы. Поэтому был разработан вариант А, предусматривавший главный коллектор, пересекающий всю территорию города, длиной 17 км, подходящий к очистным сооружениям на глубине 13 м.
Пока разрабатывались и отвергались проекты канализации, расширялась уличная сеть, и к 1917 г. она достигла общей длины в 537 км (из них деревянных каналов 374 км, или 70% общей длины сети). Окраины города, заселенные рабочими, вовсе не имели канализации; не было ее и на 33% длины улиц города. Во всех дворах на фановых выпусках имелись промывные выгребы, количество которых достигало 40 тысяч.
Таким образом, за период с 1865 по 1917 г. было составлено (с той или иной степенью детализации в зависимости от исходных данных) 65 проектов. Рекомендовались все существующие системы канализации (полная и неполная раздельные, общесплавная и полураздельная), но ни в одном проекте не было технических и экономических обоснований выбора системы. Из-за плоского рельефа намечалось или большое количество насосных станций или тоннельные прокладки, которые не могли быть практически осуществлены из-за низкого уровня строительной техники в царской России. В более поздних проектах при разных системах канализации намечалось размещение главных коллекторов вдоль основных водных протоков города.