Реконструкция
и интерьер жилого дома с бассейном
Архитектурное, объемно-планировочное и функциональное решения
К тому времени, когда архитекторы Никита Токарев и Арсений Леонович приступили к работе по реконструкции загородного дома, на участке уже имелись коробки трех зданий, которые должны были впоследствии образовать загородную резиденцию. Это был комплекс площадью 1500 м2, состоящий из жилого дома, бассейна и мужского клуба, соединенных переходами.

Работа началась с освобождения существующих построек от ненужных архитектурных деталей. Невыразительные фасады из кирпича, прорезанные маленькими оконцами, «украшали» пилястры. Они подрубались и превращались в изящные пилоны. Швы, образовавшиеся между пилонами и кирпичной кладкой, выкладывались доломитом. Так на фасадах появилась тонко деталированный декор, характерный для городской архитектуры.
В процессе реконструкции на углу участка, при въезде, комплекс был достроен зданием, частично повторяющим абрис угла приусадебной территории. Архитектура вновь возведенного здания созвучна современным постройкам поселка и самого комплекса.

Некоторые элементы, такие как, например, конструктивистская лестница, ведущая снаружи на второй этаж, призваны осуществлять временную связь с устоявшимися стилями, ставшими признанной архитектурной классикой. Угловое расположение пристройки позволило преодолеть случайность застройки и создать на бескрайней территории замкнутый двор, соотнесенный с человеком.
Та же проблема — отсутствие соразмерного с человеком масштаба — проявилась в архитектуре жилого дома. Первый этаж был настолько низким, что, выигрывая сантиметры, выступающие балки перекрытия приходилось закрывать подвесным потолком-гармошкой. Зато высота второго этажа оказалась явно чрезмерной.
Внутренняя планировка дома в основном была сохранена. Предметное наполнение интерьера отличается насыщенностью разнообразными стилями, а значит, зримыми образами разных эпох и этно-социальных традиций. Детали обстановки и интерьерного оборудования по- переменно настраивают на погружение то в эстетику Японии, то в субкультуру хиппи, заставляют обратиться к бюргерскому быту провинциальной Германии 30-х годов или оживляют в памяти интерьеры середины прошлого века…
Разрозненные, на первый взгляд, предметы интерьерного декора, формируют особый мир вещей, связанных между собой общим архитектурным контекстом: сочетанием темного и светлого дерева, присутствием натурального камня, ритмикой повторяющихся элементов.

Постоянный ритм задают кирпичная кладка внутренних стен; книжные полки; решетка под коньком кровли; ряды стропил и затяжек; офорты, развешенные в линию по стенам. Эту ритмическую упорядоченность сбивают устроенные на разной высоте светильники и нанизанные на металлическую решетку «разлетающиеся» деревянные планки перилл галереи.
Выразить идеологическое содержание интерьера одним словом невозможно. По набору разнохарактерных деталей предметной среды — это эклектика, а по смысловой емкости — напрашиваются параллели с различными проявлениями классицизма. Сами архитекторы определяют этот стиль как «неоархаику».
Технологии внутренней отделки
Перекрытия железобетонные, выполненные по профнастилу. В двухсветных помещениях видны клееные балки — стропила кровли. Потолок подшит гипсокартоном или фанерованными панелями, покрытыми прозрачным лаком.
Полы из керамогранита и натурального камня. Пол галереи, соединяющей объем основного дома и флигель, выложен в «голландскую шашечку». Керамические покрытия от фирм «БИ КОНТИ» и «WK Интерьер». Наборный паркет и массивная доска от компании «Паркет Холл».
Сантехника DORNBRACHT (Германия), ванна BOFFI (Италия) от фирмы «ОМЕЛА». В ванной светильник FLOS (Италия).
Оконные переплеты деревянные с двухкамерным стеклопакетом. Двери из массива дуба, покрытого темным лаком от «ОТИКО-XXI».
Галерея второго этажа — полноценное пространство обитания. Стилизация всех деревянных деталей вызывает ассоциации с конструктивными и технологическими приемами, применяемыми при строительстве яхт: по- верхности отличаются тщательной обработкой и четкими сопряжениями. Соединение рукотворных вещей с природным материалом, камнем, создает выразительные контрасты. Стены галереи облицованы темным кирпичом. В гостиной стены частично обшиты фанерой. Светильники FLOATATION от INGO (Германия, 1980 год).

Камин смещен с оси помещения и приподнят на подиуме. В результате он хорошо просматривается из всех точек просторной гостиной. Кресло и стол со стеклянной столешницей в гостиной от GIORGETTI (Италия).
Спальня наполнена светом и воздухом. Между стеной с оконными проемами установлена визуальная связь с полупрозрачной перегородкой из стеклоблоков, находящейся в изголовье кровати от GIORGETTI (Италия) и отделяющей спальню от ванной. Совершенство форм отдельных элементов перегородки и ее горизонтально вытянутые пропорции несут явный отпечаток японской культурной традиции.
Голубая гостиная оформлена в духе германской провинции 30-х годов: шторы сшиты вручную на заказ по историческим аналогам, картина и каминные часы, изготовленные в 1932 году, приобретены в антикварной лавке. Камин сооружен по эскизам архитекторов. Кресла от FRATELLI BOFFI (Италия). Пол паркетный из выбеленного дуба.
Стена между бассейном и комнатой отдыха остеклена. Проем обрамлен порталом из дерева золотисто-коричневого оттенка. В тон ему в Дании куплен напольный светильник ручной работы 60-х годов. Кресла, обтянутые толстой синей кожей, от CASSINA (Италия), расставлены на старинном иранском ковре. Потолок бассейна обшит фанерой.