Архитектурное образование
по-итальянски
Римский Университет, на примере которого хотелось бы рассказать об архитектурном образовании в Италии, имеет довольно банальное для учебного заведения название - "Знание". Углубляясь немного в историю, а точнее, открыв ежегодный путеводитель-справочник для студентов, узнаем, что он был основан в 1303 году папой Бонифацием VIII и долгое время мирно сосуществовал с более древним католическим институтом "Studium Curiae", а в 1513 году был назван "La Sapienza".
Свой нынешний облик Римский Университет приобрел в 30-е годы, когда но проекту итальянского архитектора Пьячентини был построен университетский городок с известным всему миру зданием ректората и статуей богини Минервы. На сегодняшний день он является самым большим, по количеству студентов, высшим учебным заведением Италии. По сведениям на 1994 год, в нем числятся более 190 тысяч студентов, 6 из них - граждане бывшего Советского Союза.
Один из наиболее многочисленных и престижных факультетов - архитектурный, насчитывающий более 12,5 тысяч учащихся. Эта цифра впечатляет сама по себе, а нам, закончившим факультеты с 250-500 студентами, тяжело понять, что за ней кроется.
Университет открыт для всех окончивших среднюю школу, предоставивших соответствующие документы и уплативших квоту по зачислению. Таких, как правило, на архитектурном факультете бывает около трех тысяч ежегодно, дерзких и жаждущих знаний. Уже через год их становится гораздо меньше.
Для итальянских абитуриентов зачисление в Университет - всего лишь первый и наименее трудный шаг.
Для того, чтобы разобраться в круговерти дисциплин и специализации, существует "Учебный план". Для архитекторов он представляет собой увесистый том более чем в 500 страниц, в котором изложены программы всех преподавателей и порядок работы факультета, который порядком-то и не назовешь.
Продолжительность обучения - 5 лет. 30 экзаменов, из них выделяются обязательные - фундаментальные (проектирование, реставрация, градостроительство и т. д.) и дополнительные, которые выбираются по усмотрению студента в зависимости от выбранной специализации.
Посещение лечений по дополнительным дисциплинам не обязательно, да и вряд ли может быть таковым: не позволяют ни помещения, которые явно не в состоянии разместить такое количество студентов, ни образ жизни самих студентов, приезжающих учиться в столицу из центра и юга Италии, и вынужденных либо снимать квартиру, либо каждый день ездить в Рим.
Одно из самых шокирующих зрелищ, которые приходилось наблюдать на архитектурных факультетах Рима, Флоренции и Неаполя, - сдача экзамена. Аудитория в 80-100 квадратных метров заполнена студентами. Список претендентов доходит иногда до 200-300 человек. Кроме них и те, что пришли только послушать, а не сдавать - на экзамене могут присутствовать все. Преподаватель и, как правило, два ассистента после оглашения списка начинают свой привычный "расстрел". О хорошо знакомом нам спокойствии и тишине не может быть и речи. С первым же экзаменуемым все сгущаются, чтобы краем уха уловить задаваемые вопросы. Теоретический экзамен - всегда колоссальный стресс. Фактически это - собеседование, где необходимо среагировать мгновенно и, не ответив на первые один-два вопроса, приходится смириться с поражением. На подготовку к теоретическому экзамену уходит несколько месяцев кропотливого труда над тремя-четырьмя увесистыми учебниками, поэтому несданный экзамен - событие печальное, ведь пересдать его можно только в следующую сессию.
Практические дисциплины гораздо более трудоемкие. В течение года студенты обязаны посещать лекции и один раз в неделю проходить просмотр проделанного. Знакомых нам досок "метр на метр" уже давно нет, чертежи выполняются на кальках формата А1, а "подачи", как правило, не существует (мне приходилось видеть лишь однажды), поскольку курс обучения не предусматривает ни рисунка, ни живописи, - зато чертежи полны технических элементов и деталей.
Развернув рулоны чертежей, студенты ютятся в коридорах у огромных столов, где нередко и проходит просмотр.
Технические дисциплины довольно суровы. Состоят они из двух экзаменов - письменного и устного. И одна лишь мысль о письменном экзамене повергает в страх. В общем, процесс обучения очень хаотичен и "выживают сильнейшие": только каждый третий студент получает диплом архитектора.
Обучение проходит по четырем основным специализациям, на основе которых составляется индивидуальный план для каждого студента. В зависимости от специализации выбирается и тема дипломного проекта, который может быть выполнен, например, по градостроительству, техническим дисциплинам. реставрации и т. д.
Наряду с программными дисциплинами в Университете проводится множество интересных и полезных факультативных курсов, в частности, лекции по иностранным языкам (где все педагоги - носители языка), АВТОКАДу, сценографии, компьютерной графике. Итальянские студенты имеют возможность, согласно с программой Эразмус, пройти часть обучения за рубежом, в странах Европейского сообщества, где им частично или полностью засчитываются сданные экзамены. С 1993 года действует программа Темпус-Тачис, финансируемая Европейским Сообществом, разработанная для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза.
Безусловно, авторитет Римского Университета велик, а его архитектурный факультет признан одним из сильнейших в Италии. Знаменитых имен здесь - не перечесть, достаточно назвать известного всему миру архитектора и критика Портогези, а также историка и критика современного искусства Бонитолива. Не занимать ему и так знакомого нам восторга и азарта познания, горести поражений и радости выигранных битв.
Здесь впервые - постфактум - пришлось оценить то, чем обладаешь, осознать, насколько быстро разрушаются "забугорные" высоты, нарисованные нашим воображением. И грустно наблюдать наше, подчас неоправданное стремление быть "не хуже других", не имея возможности реально оценить собственные достижения.
Инга Шалаева (Италия 1994 г.)