Выявление принципов оформления плоскостей

Яков Чернихов "Основы Современной Архитектуры"
Издание Ленинградского Общества Архитекторов 1930
Ленинград 1930

архитектурная композиция

в общем художественном оформлении зданий. Очень большое внимание, уделенное этой проблеме в классических произведениях, дало интереснейшие результаты в законченных творениях старых мастеров.

Мы знаем, что объектами оформления плоскости и поверхности служат, главным образом, элементы растительного и животного мира. Если классика пользовалась и другими средствами, то они исключительно давались в виде выработанных и установленных веками форм. Принципы этих форм базировались на:

1. Ритме повторения.
2. Симметрии построения.
3. Красочном сочетании участвующих элементов.

Первые два указанные принципа нам не могут служить основой; они являются лишь одним из частных случаев композиционной работы. Необходимо использовать другие факторы, могущие создать гармоничное оформление поверхности и плоскости. Для этой цели мы выдвинем на первый план такие принципы, которые по существу присутствуют и в классике: но в скрытой форме. Выявление этих принципов представляет одну из интереснейших наших задач. Расположить их можно в следующем порядке,

1. Ассиметрия компануемых элементов.
2. Наименьшее присутствие ритма повторения и замена ритма повторения ритмом динамики.
3. Гармоничное сочетание участвующих фигур путем подбора соотношений двух первых величин измерения - длины (высоты) и ширины.
4. Сопоставление ударности тональной силы участвующих элементов в соответствии с впечатлениями зрителя.
5. Максимальное выразительное выявление цветовых эффектов применительно к конструктивным и прочим особенностям обрабатываемых плоскостей и поверхностей.

 
< НазадДалее >