О новом проектировании

Яков Чернихов "Основы Современной Архитектуры"
Издание Ленинградского Общества Архитекторов 1930
Ленинград 1930

С течением времени выработались традиции и даже каноны. Наконец наступило время, когда в основу легли выработанные веками формы и творчество зодчих сосредоточилось на грамотном, искусном варьировании материала прошлого. Как 6ы долго подобное явление не продолжалось, должен был наступить момент, когда творческие особенности с одной стороны, темп и уклон жизни с другой стороны показали, что устарелыми формами пользоваться нельзя.

Машина, внедрившаяся в нашу жизнь глубоко, дала тот тон, то направление, которое совершенно преобразило формы выявления сгпроительных замыслов. Параллельно с этим, следует установить, что экономика во всем мире, в свою очередь, жестко продиктовала архитектуре некоторые условия.

Индустриализация наложила свой отпечаток не только на промышленность, но и на обыденную жизнь города. Если к этому мы добавим те технические усовершенствования, которые появились за последнее время и тот материал (железо-бетон), который вытесняет все другие материалы, нам станет понятно, что создается новая архитектура - архитектура железо-бетона. Откинув украшающие элементы строения, в виде различных классических декоративных обработок плоскости и объема, откинув ненужные (в конструктивном отношении) части сооружения, - зодчий очутился перед очень сложной задачей выявления различных заданий. В распоряжении архитектора-строителя оказались совершенно новые условия проектирования, новые запросы и требования.

И если некоторые зодчие иногда отвечают в своих произведениях новым требованиям, то не совсем понятны и ясны бывают эти задания другим строителям. Мы часто видим, что очень талантливые архитектора, проявившие себя в достаточной степени в классической архитектуре, не участвуют в новом разрешении строительных задач. Если вопросы нового проектирования стоят перед вполне оформившимся архитектором, в некоторых случаях, в неясном свете, то особо острое состояние приобретает такое положение при обучении молодого поколения строителей.

Это становится вполне понятным потому, что педагогическая мысль, система, методы и постановка архитектурного образования создавались в классике веками, а новые требования появились лишь недавно и не успели оформиться в ту стройную систему, которая нужна при учебе. На вопросе воспитания и образования нового архитектора должна быть сосредоточена мысль всех современных передовых зодчих.

Какие-бы эксперименты не проделывались в области изысканий методов обучения нашего ученика - все эти опыты безусловно должны дать в конечном итоге интересный результат, а отсюда, как следствие, и новую постановку преподавания.

 
< НазадДалее >