Вступление
Яков Чернихов "Основы Современной Архитектуры"
Издание Ленинградского Общества Архитекторов 1930
Ленинград 1930
Искусство прошлого за время своего долгого существования сумело выявить в классических произведениях вполне законченные и явно выраженные формы. Изучая памятники архитектуры с глубоких времен до наших дней, мы видим, что классика отражала в своих строениях то задание, которое ей давалось при сооружении зданий.
Жилище, храм, цирк, здания общественного назначения, вокзалы, маяки, дворцы, рынки, театры, музеи, казармы, тюрьмы, крепости, заводы - фабрики и пр. своими характерными общими массами и соответствующей декоративной обработкой вполне отвечали своему назначению, тo-ecть внешнее оформление соответствовало внутреннему содержанию. Эта функциональная зависимость в течение многих веков выявила в совершенных образах творения великих зодчих как древнего мира, так и средних и новых веков.
Вначале древний мир ограничивался простейшими сооружениями на основе простейших форм, вследствие своей бедности и отсутствия нужных мастеров. Когда же экономическое положение изменилось в сторону накопления материальных благ, у человечества появилось стремление созидать более сложные здания с художественным декоративным оформлением их.
Эти декоративные украшения постепенно совершенствовались и периодически расцветали в определенные моменты царствования того или иного стиля. Стиль, как самих сооружений, так и их украшающих элементов менялся не только по времени, но и по месту. Благодаря этому, мы можем разделить весь исторический период, предшествующий нашему времени, на некоторые ясно выраженные архитектурные этапы.
Не малую роль в зодчестве сыграли и другие обстоятельства. К ним следует отнести культуру различных народов, материал, употребляемый в строительство, климатические условия, религиозный культ и т. д. В течение веков были эпохи преобладания известного стиля, возникшего в той или другой стране. На смену одной эпохе являлась другая со своими особенностями. Мы знаем из истории искусств, что расцвет классических стилей сменялся упадком или переработкой установленных форм.