Простейшие и сложные
конструктивные объемы

Яков Чернихов "Основы Современной Архитектуры"
Издание Ленинградского Общества Архитекторов 1930
Ленинград 1930

архитектурная композиция

Простейшие объемы становятся тел ценнее, чем лучше в них развит ритм масс и цельность конструктивно-сочлененных между собою частей. Каждая такая отдельная часть представляет собою неразрывно связанные элементы, соподчиненные общей конструкции.

Изучение объемов должно начаться с простейших форм, дабы постепенно развить в учащемся чувство массы и веса объема. Большую роль при проектировании (начертании) объемных композиций играет техническая обработка (отмывка, оттушевка, раскраска), а еще большую - расцветка (цветовая гармония). В качестве первого упражнения при изучении объема можно взять одно неправильное тело (рис. 63), затем перейти к сочетанию между собою 2 - 3 правильных тел с фактурной обработкой изображения (рис. 169) и потом уже перейти к конструктивно-статическим объемным задачам (рис. 173).

7. Сложные конструктивные объемы. Другую, по существу, задачу представляет собою всякое сооружение «не сплошных масс», т. е. все то, с чем зодчему приходится иметь, главным образом, дело. Получаемые общие массы сооружения условно принимаются за компактный объем. По существу же всякое сооружение представляет собою совокупность сочетаний стержней и плоскостей, обрамленных соответствующим внешним покровом. Чем лучше и удачнее сконструирован внутренний скелет будущего объема, тем легче дать ему внешнее художественное оформление. Соподчиняя друг другу внутреннюю и внешнюю композицию проектируемого задания, мы добиваемся цельности отображения проекта и, таким образом, устанавливаем, что назначение сооружения должно быть отражено в таком объеме, где два различных начала сходятся для дополнения друг друга.

 
< НазадДалее >