Беспредметность в архитектуре
Яков Чернихов "Основы Современной Архитектуры"
Издание Ленинградского Общества Архитекторов 1930
Ленинград 1930
II. Понятие о беспредметности и элементах беспредметности
Одним из способов воспитания нового архитектора-строителя следует признать сознательное применение, а отсюда и использование тех форм, komopые носят общее название «беспредметных». Условное понимание беспредметности заключается в том, что различные основные линии, плоскости, поверхности и объемы мы сочетаем друг с другом вне зависимости от того, что представляют собою указанные части.
Это значит, что мы можем сочетать ряд прямых линий так, чтобы в результате сочетания получилось впечатление сооружения (рис. 96). Или мы комбинируем между собою плоскости или поверхности для получения определенного впечатления какого-то здания (рис. 120). Таким же образом ряд объемов одного и разных видов компануем для получения нужного нам эффекта.
Предоставленные нам широкие возможности при использовании беспредметных построений следует применять хотя-бы по одному тому, что в результате они помогут нам создать вполне развитого работника-творца, композитора новых форм. Благодаря пользованию беспредметными построениями мы при заданиях не будем стеснять нашего ученика никакими тормозящими началами и освободим его от консервативно-устарелых методов, давая при этом полный простор его фантазии.
Отказ от классики требует установления новых тем, новых сюжетов и новых приемов. Необходимо только методически подойти к этому вопросу и в явно формулированной системе сказать, в какой последовательности следует вести учебу при новом содержании заданий. Предварительно, до установления нами принципов