Шедевры архитектуры, которые нам оставил Фрэнк Гери
Со смертью Фрэнка Гери в возрасте 96 лет мы вновь обращаемся к некоторым из его наиболее знаковых зданий, которые изменили облик городов, переориентировали культурные учреждения и расширили представления о том, как должна выглядеть настоящая архитектура. За шесть десятилетий легендарный архитектор создал произведения искусства, сочетающие скульптурные амбиции с техническими инновациями, раздвигая границы формы, материала и эмоционального восприятия. Ниже представлен обзор проектов, которые наиболее ярко отражают его творчество.
Музей Гуггенхайма в Бильбао (1997)
Проект музея Гуггенхайм в Бильбао остается самым значимым достижением Фрэнка Гери как в архитектурном, так и в культурном плане. Облицованный волнообразными титановыми панелями и организованный как композиция плавных, взаимосвязанных форм, музей продемонстрировал, каким образом цифровое моделирование способно трансформировать сложную скульптуру в реальную архитектуру, которую можно построить. Это больше, чем эстетический символ. Музей стал катализатором возрождения города, переживающего упадок промышленности, привлек миллионы туристов и инициировал феномен, известный всему миру как эффект «Бильбао». Немногие здания оказали столь большое воздействие на общественное пространство и экономику региона, а сверкающее здание на берегу реки Нервион продолжает олицетворять силу и способность архитектуры изменить судьбу целого города.
Концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес (2003)
Почти два десятилетия спустя концертный зал Уолта Диснея предстал одним из самых технически сложных и акустически совершенных зданий-концертных площадок мира. Его фасад из нержавеющей стали распускается широкими парусообразными плоскостями, в то время как внутренние помещения украшены поверхностями из древесины дугласовой пихты и дуба. Проект предоставил Лос-Анджелесу знаковый городской памятник и стал долгожданным краеугольным камнем культурного района Гранд-авеню. Сегодня этот объект остаётся любимым общественным пространством и свидетельством способности Гери сочетать скульптурную выразительность с функциональной точностью.
Фонд Луи Виттон, Париж (2014)
Расположенный в Булонском лесу, Фонд Луи Виттон напоминает коллекцию стеклянных парусов, развевающихся вокруг массивного ядра. Архитектор использовал передовые технологии изготовления стекла, создавая криволинейные прозрачные формы, придающие музею удивительную легкость несмотря на его размеры. Здание гармонично сочетает парковый ландшафт и монументальную архитектуру, становясь одновременно культурной достопримечательностью и экспириентальным путешествием сквозь многослойные пространства, сады и променады. Этот проект подтвердил продолжающуюся эволюцию творчества Гери на позднем этапе карьеры, поднимая цифровые методы производства и инженерии конструкций на новый уровень.
Музей дизайна Vitra, Вайль ам Рейн (1989)
Первый европейский проект Фрэнка Гери обозначил переломный момент в международном признании архитектора. Музей дизайна Vitra представил новую лексику острых углов, белых штукатуренных поверхностей и выразительных пересекающихся объемов, предвосхищая геометрические комплексы, ставшие позже характерными чертами его известных работ. Несмотря на скромные масштабы, здание оказало значительное влияние как ранний пример архитектуры деконструктивизма и стало своего рода авангардным маяком на территории кампуса.
«Танцующий дом» («Фред и Джинджер»), Прага (1996)
Один из самых узнаваемых городских проектов Фрэнка Гери, Танцующий дом характеризуется взаимодействием между изогнутым стеклянным башенным объёмом и более статичной каменной частью, которую сам Гери предложил называть «Фред и Джинджер» - прозвище, безусловно, отсылка к знаменитой танцующей паре Фред Астер и Джинджер Роджерс. Возведённое на сложном участке набережной, здание породило дискуссии из-за смелого отхода от исторической архитектуры Праги, но в итоге стало популярным городским ориентиром. Оно служит важным примером способности Гери привносить динамику и выразительность даже в стеснённые и сложные городские условия.
8-я улица Спрус-стрит / Нью-Йорк от Гери (2011)
Эта жилая башня высотой в 76 этажей в Нижнем Манхэттене, ставшая самой высокой жилой постройкой в мире на момент завершения строительства, перенесла скульптурный подход Фрэнка Гери в вертикально развивающийся город. Фасад башни, украшенный волнообразными панелями из нержавеющей стали, преломляет и искажает свет, придавая ей иллюзию движения на фоне линии горизонта. Внутри здания располагаются общественные школы и удобства, созданные студией Gehry Partners. Проект убедительно показал, что характерные для Гери формы могут успешно применяться в условиях плотной коммерческой застройки жилых комплексов, сохраняя свою яркую архитектурную индивидуальность.
LUMA Arles, Арль (2021)
Фрэнк Гери представил скульптурный музей LUMA Arles в июне 2021 года. Музей занимает территорию площадью около 11 гектаров в Парке Ателье города Арля, Франция. Открывшаяся выставка представляет произведения более 45 художников и дизайнеров. Башня включает выставочные залы, проектные пространства, исследовательские архивы и архив LUMA, а также мастерские и семинарские комнаты. Завершённая структура выделяется своей закрученной волнообразной геометрией, покрытой 11 тысячами панелей из нержавеющей стали, резко контрастируя с традиционной городской застройкой.
Weisman Art Museum, Университет Миннесоты (1993)
Ещё до проекта в Бильбао, музей Вейссман позволил увидеть стилистику, которая впоследствии стала своеобразной подписью Фрэнка Гери: плавные формы из нержавеющей стали, неожиданная игра геометрий и активное взаимодействие разнородных поверхностей. Расположенное на возвышенности с видом на реку Миссисипи, здание отражает переменчивый среднезападный свет на своём металлическом фасаде. Помимо прочего, этот проект демонстрирует, как Гери работал с университетскими заказчиками, умело балансируя творческие поиски и потребности институций.
Джэй Притцкер Павильон, Чикаго (2004)
Павильон имени Джей Притцкера, расположенный в центре чикагского парка Миллениум, привносит чувство скульптуры, присущее стилю Фрэнка Гери, в концепцию открытой концертной площадки. Театральный портал павильона увенчан изящно изгибающимися лентами из нержавеющей стали, эффектно ниспадающими над сценой, а решётчатая конструкция перекрещивающихся стальных труб протянулась над Большим газоном, обеспечивая поддержку новейшей звуковой системы. Благодаря этому решению павильон установил новые стандарты организации открытых городских пространств для концертов и представлений.
Музей EMP (ныне МоПоП), Сиэтл (2000)
Заказанный соучредителем Microsoft Полом Алленом, музей EMP (сейчас MoPOP), изначально посвящённый музыке и поп-культуре, воплощает любовь Гери к выразительным формообразующим экспериментам. Структура состоит из извивающихся объёмов, покрытых яркими листовыми металлами, вдохновлёнными формой сломанных электрогитар. Несмотря на поляризацию мнений публики, этот объект остаётся одним из наиболее ярких произведений Гери, раскрывающих роль игры, популярной культуры и экспериментов с материалами в его практике.
Дом Гери, Санта-Моника (1978; расширен позже)
Проект, впервые привлекший внимание архитектурного сообщества, заключался в реконструкции собственного дома Гери путём покрытия традиционного бунгало грубыми материалами вроде гофрированного металла, сетчатого ограждения, фанеры и стекла. Дом бросал вызов традиционным представлениям о жилой архитектуре и стал определяющим примером ранних постмодернистских и деконструктивистских экспериментов. Его грубые очертания, обнажённые конструкции и фрагментарные формы обозначили начало развития архитектурного стиля, который Гери совершенствовал последующие четыре десятилетия.
Gehry Residence, Санта-Моника, США, 1978 г. | Изображение © Flickr
Оригинал статьи - www.designboom.com | Автор - Kat Barandy