Пространственные
представления в проектировании
Яков Чернихов "Основы Современной Архитектуры"
Издание Ленинградского Общества Архитекторов 1930
Ленинград 1930
Зодчему большею частью приходится иметь дело со сложными телами. Уметь графически передать свои пространственные представления так, чтобы они в натуре производили на нас соответствующее впечатление, безусловно задача важная, но и трудная. Воспитание пространственных представлений в нашем мозгу возможно только при наличии закономерной, методически разработанной, системы.Это особенно необходимо теперь, когда на смену старой школы должны появиться новые системы и постановки преподавания.
Дисциплины пространства подразделяются на следующие характерные типы:
1. Воздействие формы в зависимости от вертикально организующей ее силы, т. е. композиция, в которой совокупность участвующих элементов производит на зрителя впечатление грандиозного сооружения, стремящегося вверх, но имеющего устойчивую базу нижних частей (рис. 196).
2. Воздействие формы в зависимости от горизонтально организующей ее силы, т. е. композиция, в которой совокупность участвующих элементов производит впечатление ритмичной, покоющейся формы (рис. 212).
3. Когда организующие начала не представляют замкнутый сплоченный объем, а расположены в гармоничной связи друг с другом (рис. 192).
4. Когда организующие начала пространственных форм представляют для глаза зрителя впечатление многих бесконечно удаляющихся элементов (рис. 105—106-215).
5. Когда конструктивно — связанная композиция представляется нам организацией объемных плановых решений (рис. 189—190).
6. Когда соотношением масс между собою мы добиваемся такой конструктивной композиции, которая действует на наш глаз силою своей массы и веса (рис. 137—136).
7. Когда сила воздействия организующих начал пространства дает впечатление легкости и даже ненужности конструктивно-связанных весомых тел (рис. 132—134).
8. Ребристо-стержневая сложная конструкция, где цельность указанных элементов дает замкнутую величественную композицию (рис. 111 — 117).