Проектирование магазинов

Проектирование магазинов. История развития торговой архитектуры в России в XX веке. Тенденции современности

1970-е годы

Этот период прошел под знаком универсама.

Проекты универсамов разрабатывались Гипроторгом РСФСР и других союзных республик в 1960-е годы, и в 1968 году самым крупным типом считался универсам с площадью торгового зала 1200 м.кв.

Однако, в проектах 1970-х годов была поставлена задача увеличения размера среднего магазина (в условных рабочих местах). По данным 1969 года в торговле было занято 2,9 миллиона человек, и на один магазин приходилось в среднем 4,2 рабочих места (из них 1,4 миллиона человек - работников торгового зала).

Первые универсамы в СССР были введены в эксплуатацию в 1970 году в Ленинграде - «Фрунзенский» и «Калининский»; в 1971 был открыт третий - «Выборгский», по 4000 м.кв. площади каждый.

В Москве первый универсам был открыт в 1971 году. На 1 января 1976 г. в СССР насчитывался 151 универсам. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1972 «О некоторых мерах по улучшению торговли и её технической оснащённости» продажа товаров по методу самообслуживания была признана «прогрессивной формой торговли». Согласно статистическим данным, к началу 1975 года товарооборот магазинов, применяющих самообслуживание, достиг 47% от общего товарооборота.

Эти официальные цифры выглядят более, чем сомнительно (как в анекдоте: «По данным ЦСУ СССР лимон выжимают на 120%»). Универсамы размещались в жилой зоне в пределах пешеходной доступности с радиусом обслуживания до 0,5 км. Размер торговой площади универсама рассчитывался в зависимости от численности обслуживаемого населения: при числе жителей 9 000 - 13 000 человек торговая площадь универсама принималась 1000 м.кв., при 14 000 - 18 000 человек - 1 500 м.кв., свыше 19 000 человек - 2 000 м.кв. и более.

В универсамах обычно предусматривались отделы заказов с доставкой товаров на дом, пункты по приему посуды и кафетерии.

В 1950-е годы, когда принцип внутренней логистики оказывал сильное влияние на проектирование, были распространены длинные и вытянутые торговые залы, шириной 5,5 м. Товар при этом проходил кратчайший путь от места разгрузки до прилавка.

В 1970-е годы ширина торгового зала увеличилась до 10 - 12 метров, и часть логистических преимуществ была утеряна. В позднесоветское время соотношение торговых и неторговых помещений снова качнулось в сторону 40:60 (в некоторых магазинах оно было даже 30:70, как, например, в магазине «Мода» на Красной Пресне в Москве).

Руководители магазинов руководствовались девизом «завози дефицита побольше, а товаров для населения продавай поменьше и наслаждайся жизнью на рабочем месте».

Круг посетителей, которых в магазине встречали с распростертыми объятиями (правда, не у главного, а у служебного входа), был очень ограничен; остальные же докучливые покупатели только мешали. Торговлю тех лет можно вспомнить, посмотрев фильм «Блондинка за углом».

Проекты этого времени, особенно встроенно-пристроенных магазинов в спальных районах, представляют собой примеры «улучшения условии труда советских граждан».

Для работников торговли были созданы просторные кабинеты и комнаты отдыха, и размер неторговых помещений раздувался не за счет площадей для собственного производства, эффективного хранения и предпродажной подготовки товара (хранить-то и готовить приходилось не особенно много), а за счет помещений для персонала и мест общего пользования, включая комнату для совещаний (а на самом деле - проведения собраний и политзанятий), уголок обязательной военной подготовки, комнату для и снятия психологическои нагрузки, зимнии сад, помещение для игры в пинг- понг.

И все эти помещения располагались на первом этаже, самом прибыльным для торговли!

Обобщим, какие теоретические посылки, сформировавшиеся в советское время, оказывают негативное влияние на развитие современной торговой архитектуры:

1. Размещение торговых предприятий

Стратегия развития городов предусматривала создание основных торговых зон в городских центрах.

Существовала трех-уровневая система иерархии: самые большие торговые площади размещались в центре, поменьше - в районных центрах, а повседневный спрос удовлетворялся за счет маленьких магазинов (только в некоторых проектах предполагалось поставить крупный торговый комплекс не в центре, а на стыке жилых микрорайонов). Такая стратегия привела к перегрузке центра и явной недостаточности торговых точек на периферии.

В Москве в конце 90-х годов на ЦАО приходилось более 60% товарооборота. В теории было прописано, но на практике не всегда учитывалось, что пересеченная местность требует большего количества торговых объектов.

Крупные торговые здания, построенные в советский период, имеют площади, недостаточные для современных объектов городского / районного значения.

В СССР в течение длительного времени не происходило укрупнения торговых объектов из-за того, что объем торговли был значительно ниже дореволюционного. Необходимость укрупнения магазинов была осознана только в начале 1970-х годов.

Недостаточно рассматривалась взаимосвязь элементов торгового центра в его планировке.

Сформировалось мнение, что торговый центр и многофункциональный центр - это комплекс отдельно стоящих, не связанных между собой зданий или помещений. При освоении территории нормативное количество предприятий торговли и услуг в торговой зоне размещалось блоками. В торговых зонах большие площади резервировалось под пешеходное пространство, где посетители могли, по сути, только гулять.

Не принимался в расчет один из важнейших факторов - личные автомобили.

Основные перевозки людей осуществлялись общественным транспортом. Это было еще одной причиной для размещения крупных торговых объектов в центре - там сходились основные маршруты различных видов общественного транспорта. Движение и парковку личных автомобилей игнорировали не только при создании торговых объектов, но также жилых, административных, общественных. В масштабе российских городов это привело к острейшим проблемам.

Методика анализа территории при выборе места для расположения магазина учитывала доступность, но не учитывала притяжение магазина.

До сих пор глубоко сидит мнение, что "За хорошим товаром всегда придут!"

Не были сформированы принципы адаптации проектов к конкретным условиям территории.

На территории СССР происходило масштабное строительство по типовым проектам. Кроме этого, существовала тенденция разрушения старой городской среды, сноса исторических зданий, что сейчас привело к обезличиванию, снижению торгового потенциала городских центров, ослаблению районов как туристических объектов. До сих пор многие проектировщики и торговцы не понимают, как извлечь выгоды из окружения.

2. Организация торгового пространства

Сформировалось мнение, что крупные торговые объекты должны быть многоэтажными.

Наиболее значимые торговые здания располагались в городских центрах, где размер участка определял этажность. Сейчас это достаточно серьезно влияет на определение этажности торговых комплексов: здание неоправданно увеличивается в высоту, даже на тех участках, где в этом нет необходимости.

Достаточно легко при проектировании относятся к торговым третьим, четвертым и пятым этажам, что нередко приводит к плохим коммерческим показателям проекта.

При планировке зала ключевой задачей было - значительно сократить время, необходимое для покупки.

Кроме этого, покупатель должен был проходить до товара кратчайшим путем.

Доминировал принцип «Те товары, за которыми ходят чаще, надо размещать ближе».

В торговых комплексах зал крупного магазина выходил на главный фасад, а мелкие предприятия относили вглубь.

Большой торговый зал считался самым привлекательным, и его надо было показать.

Приоритетами при планировке неторговых помещений в различные периоды были внутренняя логистика или удобство персонала.

Пример проекта магазина Adidas в Москве

Стоимость проектирования магазина

Проектирование магазинов 1851-1917

Проектирование магазинов 1920-1930

Проектирование магазинов 1950-е

Проектирование магазинов 1960-е

Проектирование магазинов 1980-1990