Проектирование магазинов

Проектирование магазинов. История развития торговой архитектуры в России в XX веке. Тенденции современности

1960-е годы

60-е годы отмечены активным развитием формата универмага.

После анализа зарубежного опыта был сделан вывод о том, что универмаги занимают ведущее место в торговой сети, и до 80-х годов универмаги в СССР рассматривались как основной и наиболее перспективный формат торговых предприятий.

Это совпадало с политикой централизации снабжения и градостроительной стратегией: основные торговые зоны планировались в центрах городов.

На 1 января 1941 в СССР насчитывалось 44 крупных универмага, а на 1 января 1975 количество крупных и средних универмагов достигло 580. Было подсчитано, что строительство универмагов обходится на 10-15% дешевле, чем строительство нескольких небольших магазинов, имеющих в целом такой же размер торговой площади.

Строительство универмагов велось, в основном, по типовым проектам. К 1979 году уровень типизации в строительстве универмагов достиг 80%. При разделении универмагов на типы принимался показатель мощности - количества рабочих мест и торговой площади универмага, - и основными типами были универмаги 50/750, 100/1500, 150/2250, 200/3000 и 300/4500.

Универмаги большей мощности не являлись объектами массового строительства и возводились по индивидуальным проектам. В планировке различия между типовыми проектами были не столь серьезными. Решение универмага с глухими наружными стенами, полностью рассчитанного на искусственное освещение (витрины только на 1-м этаже), в отличие от западной практики не получило в СССР распространения, но существовало в социалистических странах (например, универмаг «Приор» в Братиславе, 1968, архитектор И. Матушек).

Типовые проекты имели очевидные недостатки.

Во-первых, здания получались несколько схематичными.

Во-вторых, отсутствовала связь архитектуры этих объектов с окружающей застройкой, городскими и национальными особенностями.

И, в-третьих, здание не представляло собой акцент, необходимый для столь крупных торговых предприятий. Негибкими были варианты объемно-планировочных решений универмагов, а варианты фасадов, отклонения от типового проекта, вообще практически не предусматривались.

Вопрос о том, что в центрах городов и рядом с железнодорожными и автовокзалами необходимо строить универмаги по индивидуальным проектам, стал возникать во второй половине 1970-х годов. Несмотря на то, что тип западного универмага с торговыми залами, максимально занимающими площадь этажей, с остеклёнными фасадами, был принят в СССР за основу, проекты универмагов 60-х годов, как и магазинов других форматов, отличаются нерациональным соотношением торговых и неторговых помещений и распределением неторговых помещений по этажам.

Привлечение покупателей на верхние этажи не было проблемой в условиях дефицита, и площадями на лучших для торговли этажах распоряжались довольно легко. Новосибирским и Ленинградским филиалами Гипроторга были сделаны проекты универмагов, где первые 3 этажа целиком отданы для торговли, а складские, подсобные и административные помещения занимают подвал и 4 и 5 этажи, но широкого распространения этот проект не получил.

Вообще, соотношение торговых и неторговых помещений в магазинах принималось в пропорции 40:60 или 50:50. Гипертрофированные подсобные помещения в 60-х годах возникали из-за отсталости в технологии: широкого распространения деревянной тары, большого количества операций и нерациональной организации процесса предпродажной подготовки товара.

Также считалось, что большие складские помещения помогут сгладить проблему нерегулярного снабжения, и площади рассчитывались с учетом создания товарных запасов на местах.

Проект продовольственного магазина самообслуживания с торговым залом 600 м.кв., отмеченный Высшей премией на Всесоюзном конкурсе 1969 г. (авторы А. Урбах, О. Великорецкий, С.Миндрул), прекрасно иллюстрирует подход к распределению площадей, принятый в советское время.

Сегодня это создает трудности при реконструкции магазинов. Лишь в следующем десятилетии встал вопрос об изменении соотношения в сторону 70:30, и была сделана попытка приблизиться к западным, более реалистичным нормативам.

Самая серьезная попытка качественно преобразить облик торговых предприятий была впервые предпринята в период «косыгинских» преобра- зований, которые начались в середине 60-х годов и продолжились в начале 70-х. Старожилы помнят, что особое изобилие товаров (включая качественную итальянскую обувь, разнообразие морепродуктов - осетровые, гребешки, лангусты, а также колбасу, которая традиционно считалась мерилом благосостояния) наблюдалось в 1967 году, в год 50-летия рево- люции.

Результаты изучения западного опыта сказались в строительстве торговых зданий атриумного типа и были отражены в первых проектах магазинов самообслуживания.

Более массовое распространение эти проекты предоставления комплексных услуг по торговле и другим видам обслуживания в одном месте, а также укрупнение и кооперацию предприятий обслужива¬ния населения, что позволяет примерно на 5-10% снизить объём капитальных вложений по сравнению с разрозненным строительством объектов».

Однако, само понятие «торговый центр» получило в СССР трактовку, отличную от западной: оно означало, скорее, «торговую зону» или даже «торговую зону в центре города». Был сделан вывод о том, что в СССР нельзя использовать опыт строительства торговых центров загородного типа с большими стоянками, и крупные предприятия торговли и услуг тяготели к городскому центру.

Для каждого города производился расчет количества и типов предприятий, необходимых для обслуживания населения и создания нормативного количества рабочих мест, и они размещались на одной территории. В основном, были распространены торговые центры кластерного или ленточного типа.

От торговых центров, объединяющих торговлю и услуги под одной крышей, отказались сознательно, поскольку доминировала идея унификации и стандартизации.

Можно сказать, что со времен Хрущева строители и технологи шли по линии максимального упрощения, а любой индивидуальный проект выдвигал более высокие требования. Поэтому скомпоновать на территории несколько типовых модулей считалось более эффективным.

Эти решения можно было тиражировать на всей территории СССР с минимальным учетом местных особенностей.

Наиболее крупный и известный советский проект - Калининский проспект в Москве, комплекс ленточного типа с системой подземных коммуникаций.

Такое решение напоминает довоенный проект Альберта Шпеера, где небольшие отдельно стоящие магазины на уровне земли имели мощную систему подземного завоза и неторговых помещений (злые языки утверждают, что этот проект достался вместе с другой трофейной документацией - например, проектами «хрущоб», которые немцы якобы собирались строить на оккупированных территориях).

Интересно, что в советских торговых центрах одним из основных предприятий являлся ЖЭК, и для него выделялось от 100 до 200 квадратных метров. 

Пример проекта магазина Adidas в Москве

Стоимость проектирования магазина

Проектирование магазинов 1851-1917

Проектирование магазинов 1920-1930

Проектирование магазинов 1950-е

Проектирование магазинов 1970-е

Проектирование магазинов 1980-1990