ул. Герцена, дом №17. Чертеж Мгинта.

Дом №17 (132) по ул. Герцена

Проектирование домов

На следующем - угловом участке, который задней своей стороной выходит в Средне-Кисловский переулок, в центре двора стояло одно из интереснейших зданий не только улицы, но и всей Москвы.

В 1912 году проф. Н. А. Гейнике обнаружил, что под штукатуркой скромного ампирного дома сохранились древние палаты. Известно, что в XVI веке на этом месте находилась Опричная слобода Ивана Грозного. В XVII веке усадьба принадлежала князьям Мещерским, в середине XVIII века - княгине Е. И. Головкиной, а в конце XVIII века - секунд-майору
В. И. Щербатову. Раскрытие дома (Н. А. Гейнике и Г. В. Алферовой) показало, что это памятник выдающийся по сохранности. Оба этажа дома относились к XVII веку (подвалы, вероятно, к XVI в.). Вся система сводов в обоих этажах, наличники - скромные и простые - в первом этаже и пышные во втором, следы примыкания галереи и другие детали свидетельствовали о высоком качестве этого памятника.

В 1802 году участок принадлежал купцу М. С. Пирогову. (В 1821 г. владельцем был он же).

На границе с участком церковного причта стояла, далеко заступая на тротуар, каменная палатка (вероятно, в один этаж), а на самом углу - деревянное строение, сгоревшее в 1812 году.

К весне 1830 года новый владелец, купец Ф. В. Булошников, построил, а к зиме - полностью отделал, на углу двухэтажный каменный дом с деревянной галереей сзади и подвалами для товаров. В нижнем этаже поместились обширные лавки (до сих пор здесь помещается магазин и подвалы по-прежнему служат ему складом).

Вероятно, в то же время и «палатка» была надстроена и к ней пристроен двухэтажный корпус, в нижнем этаже которого были тоже устроены лавки. Дом этот, скромный и приятный, сохранился почти без изменений. Исчезли только фронтон с аттиком по фасаду ризалита (бывшей палатки) и ступенчатый аттик над домом. В магазины вело четыре двери с двумя ступеньками на улицу. В 1840 году дом был покрашен в цвет охры. Общая композиция дома асимметрична (для классицизма это редкость, объясняемая здесь тем, что «палатка» много старше дома), но внутри каждой из двух частей симметрия безупречна.

Угловой же дом простоял в неизменном виде до 1886 года, когда его увеличили в длину почти до проезжих ворот (прежде от дома до ворот шел забор), надстроили на этаж и переделали по фасаду. Этот фасад сохранился, он «среднего безобразия».

Восьмидесятые годы - пора глубокого безвременья в русской архитектуре. Наш дом не составляет исключения ни в хорошую, ни в особенно плохую сторону.

В 1890 и 1909-м годах дом горел.

Источник "Классическая Москва", Е. В. Николаев, Стройиздат 1975