усадьба герцена

Дом №12 (289) ул. Герцена
Усадьба С. А. Меньшикова

Проектирование домов
фасад дома герцена
Главный фасад здания
Фрагмент фасада

Через переулок от дома №10 (ул. Огарева, б. Газетный переулок) в глубине двора расположен дом, большой и по нынешним понятиям, в XVIII же веке он возвышался над окружающей застройкой (которая всюду, кроме центральных улиц, была весьма невысока).

С улицы он кажется ампирным, но стоит посмотреть на него со двора, чтобы убедиться, что это здание значительно старее. Действительно, облик дома сложился не сразу. Основная часть главного дома с двумя ризалитами во двор построена в 1775 г. для С. А. Меншикова.

Флигеля с дуговыми оградами между ними и домом построены между 1778 и 1782 годами. Прочие двухэтажные пристройки - вероятно 90-х годов XVIII века (если только в Альбоме изображен не проект).

Первый этап истории дома целиком сохранен на заднем фасаде - этот фасад, пожалуй, даже интереснее уличного: здесь, как и в Университете, облик XVIII века, это возвышенное изящество - тонкий руст, наличники окон, вырезная накладная доска в тонко профилированной нише. Даже самый дом кажется выше, чем с улицы, такой строй придает ему соединение окон второго и третьего этажей накладной доской.

Фасад в Казаковском альбоме (1802 г.) - это второй этап. 70-е годы XVIII века здесь напоминает только центр дома с удивительно нежным пилястровым ионическим ордером. В 1801 году, когда дом обмеряли для Альбомов, владельцем был по-прежнему Меншиков. Наконец, современный уличный фасад - третий этап, послепожарная отделка дома. Фасад почти не изменился, только вместо пилястрового портика появился портик из полуколонн с аркадой внизу, изменилась рустовка да прибавилась лепнина, но в целом - как огрубел и отяжелел дом (приобретя, правда, другую выразительность!). Все это напоминает переделку Жилярди московского университета, возможно, несколько худшего художественного качества. Хочется прибавить, что такие переделки отнюдь не уменьшают значения дома, напротив - такие памятки истории делают дом особенно интересным, а для историка архитектуры они прямо бесценны, ибо наглядно показывают, как менялся стиль (по одной и той же схеме фасада).

Источник "Классическая Москва", Е. В. Николаев, Стройиздат 1975