архитектурные статьи

АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОПОРЦИОНИРОВАНИЕ

Все развитие архитектуры показывает, что гармоничность и целостность ее сооружений во многом определяется выбором пропорций. Удачно найденные пропорции - один из главных факторов, определяющих художественно-эстетическую ценность любого архитектурного сооружения. Следует отметить, что в силу законов зрительного восприятия первоначально мы знакомимся именно с пропорциями архитектурного произведения, и от того, каковы они, во многом зависит наше дальнейшее отношение к нему. Наконец, эстетический потенциал архитектурных пропорций оказывает активное влияние на эмоциональную сферу человека. Однако надо сказать, что у нас до сих пор отсутствует цельная, научная теория архитектурного пропорционирования, отвечающая реалиям современного архитектурного творчества. Безусловно, это одна из серьезных причин появления архитектурных произведений, имеющих случайные, маловыразительные пропорции.

пропорции Парфенона

Канон пропорций Парфенона (447 - 438 гг. до н.э.) Западный фасад.

Если посмотреть на проблему архитектурного пропорционирования в целом, то с достаточной уверенностью можно сказать, что развитие пропорциональности в архитектуре вплоть до наших дней базируется на античном наследии, где были заложены теоретические основы пропорциональности. Однако с высказыванием А.А. Тица, что "теория архитектурного пропорционирования как бы замерла на уровне эпохи Возрождения", полностью согласиться нельзя. Начиная с эпохи Возрождения, с появления строительного чертежа, теория архитектурного пропорционирования, действительно, несколько отступает на второй план. Исследование пропорциональности постепенно приобретает фрагментарный характер. Тем не менее ее отдельные, часто глубокие, разработки свидетельствуют о том, что она не "замерла" , а продолжает эволюционировать. Свидетельство тому интересные исследования Ф. Блонделя, К. Перро (XVII в.); И. Винкельмана, У. Хо-гарта (XVIII в.); Виолле ле Дюка, Е. Генчельмана, Ф. Гофштадта, Р. Рейнгардта, А. Тирша, В. Шульца, А. Цейзинга (XIX в.) и др.

Развитие архитектурного пропорционирования в XX в. имеет свою историю. Были периоды, когда архитектурное пропорционирование развивалось интенсивно, и были, когда имел место определенный спад. Наибольший подъем наблюдался в 20—30-е годы, что проявилось в работах Н.И. Брунова, А.К. Бурова, В.Н. Владимирова, Г.Д. Гримма, И.В. Жолтовского, В.Ф. Кринского, Г.И. Покровского и др., а также в трудах зарубежных авторов - М. Гика, Ле Корбюзье, Э. Месселя, Д. Хэмбиджа, О. Шаузи и др. Последующее развитие пропорциональности связано с исследованиями К.Н. Афанасьева, Н.И. Болотина, Г.Б. Борисовского, М.С. Булатова, Я.Д. Гликина, Н.Н. Годлевского, А.В. Иконникова, Л.И. Кирилловой, Б.П. Михайлова, В.И. Орлова, А.А. Пилецкого, Б.А. Рыбакова, Ю.С. Сомова, А.А. Тица, В.Н. Федерякина, Д.Б. Хазанова, И.Ш. Шевелева и др.

Анализ работ по архитектурному пропорционированию показал, что исследования в этой области ведутся в трех основных направлениях: изучение пропорционально-метрологического построения памятников архитектуры и использование полученных данных в современном архитектурном пропорционировании и в реставрационных работах для реконструкции утраченных или приблизительно сохранившихся частей и элементов исторических архитектурных сооружений, не имеющих подлинных чертежей;
исследования архитектурной гармонии, создание пропорциональных систем и выявление закономерностей;
комплексное, всестороннее изучение проблем архитектурного пропорционирования с активным использованием рекомендаций психофизиологии.

Последнее направление, связанное - в самом широком смысле - с всесторонним исследованием архитектурного пропорционирования, наиболее точно отражает реальную роль пропорциональности в архитектуре. Оно рассматривает пропорциональность не только как средство композиции, направленное в основном на гармонизацию архитектурной формы, как средство, выполняющее лишь пассивную, формально-композиционную функцию, но и в ее содержательном, ее активном, целенаправленном воздействии на человека.

Вместе с тем данное направление не получило пока глубокого теоретического выражения. В настоящее время еще мало изучены принципы и правила архитектурного пропорционирования, его эстетическая и утилитарная стороны, а также психофизиологические закономерности зрительного восприятия пропорциональности. Почти не затронуты вопросы технологии и методики построения пропорций архитектурных форм. Возможно, это связано с тем, что отечественные и зарубежные исследователи продолжают концентрировать свое внимание на пропорционально-метрологических анализах памятников архитектуры, а не на теоретических проблемах архитектурного пропорционирования современных зданий. Одной из причин сложившейся ситуации правомерно считать и то, что многие исследования велись в основном в направлении поиска "идеальных" пропорций, замыкаясь, как правило, на законе золотого сечения. Однако - независимо от тех или иных причин - перед архитектурной наукой стоит проблема, требующая проведения новых фундаментальных исследований в области архитектурного пропорционирования.

Г.М.Скуратовский - Искусство архитектурного пропорционирования