ПРАВОТЕКА


ПОНЯТИЕ САМОВОЛЬНОГО СТРОЕНИЯ

КОНТРОЛЬ ЗА САМОВОЛЬНЫМ СТРОИТЕЛЬСТВОМ СО СТОРОНЫ ВЛАСТЕЙ

ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА САМОВОЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ

  • Владение земельными участками

  • Этапы оформления прав на землю

  • Разработка проектной документации

ПРИЗНАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА САМОВОЛЬНУЮ ПОСТРОЙКУ

  • Порядок подачи искового заявления о признании права собственности на самовольную постройку

  • Документы, представляемые для регистрации прав на самовольное строение

УПРОЩЕННАЯ ПРОЦЕДУРА ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА САМОВОЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ ЗАСТРОЙЩИКОВ

  • "Дачная амнистия"

  • Признание самовольной перепланировки жилых и нежилых помещений

ПРИМЕРЫ ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ | РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ

 

Контроль за самовольным строительством со стороны властей

Контроль за самовольным строительством возлагается на уполномоченные органы в области строительства. К таким органам относятся:

1) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Осуществляет контроль при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), также опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством РФ, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры ВС РФ;

2) Министерство обороны РФ.

Контролирует отношения, возникающие при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов военной инфраструктуры ВС РФ;

3) МЧС России.

Федеральным законом от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусматривается проведение государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, в том числе и при осуществлении строительной деятельности. Функции по осуществлению государственного пожарного надзора и государственного надзора в области гражданской обороны возложены на МЧС России;

4) государственные органы, отвечающие за проведение экологического контроля (контроля в области охраны окружающей среды).

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ. Это установлено Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В полномочия государственных инспекторов в области охраны окружающей среды входит проверка соблюдения требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при строительстве, вводе в эксплуатацию производственных и других объектов, проверка выполнения требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, предъявление требований и выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, приостановка хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды, привлечение таких лиц к административной ответственности (ст. 66).

Кроме того, предусматривается, что на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется также муниципальный экологический контроль, при этом муниципальные инспекторы в области охраны окружающей среды наделены полномочиями, аналогичными полномочиям государственных инспекторов (ст. 68, 68.1);

5) органы государственного регулирования безопасности в пределах своих полномочий осуществляют надзор за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью, за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Это установлено статьей 25 Федерального закона от 21.11.95 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";

6) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет надзор за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии), за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за соблюдением требований промышленной безопасностью при проектировании, строительстве опасных производственных объектов, за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах, за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами (п. 5.3 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401).

Государственный надзор на опасных производственных объектах Минобороны России осуществляет Минобороны России (Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082);

7) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования проводит государственный надзор за качеством строительства гидротехнических сооружений. Это установлено Федеральным законом от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

Исключение составляет строительство гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений, в таких случаях надзор осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

8) федеральный орган в области контроля за соблюдением охраны труда. Статьей 215 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;

9) Согласно Федеральному закону от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" уполномоченные органы исполнительной власти осуществляют государственный строительный надзор при строительстве не любых линий связи, а только линий связи при пересечении Государственной границы РФ, на приграничной территории РФ, во внутренних морских водах РФ и в территориальном море РФ. В том числе при прокладке кабеля и строительства линейно-кабельных сооружений, осуществления строительных и аварийно-восстановительных работ на подводных линейно-кабельных сооружениях связи в территориальном море РФ (см. ст. 9).

Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

Государственный строительный надзор осуществляется как при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, так и при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Проведение государственного строительного надзора, осуществляемого при капитальном ремонте объектов капитального строительства, имеет свои особенности, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов и проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ либо проектная документация таких объектов является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Проведение государственного строительного надзора устанавливается с целью предупреждения и выявления (пресечения) допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Кроме того, государственный строительный надзор направлен на проверку соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

При отсутствии технических регламентов государственный строительный надзор направлен на проверку соответствия выполняемых работ требованиям:

  • строительных норм и правил;

  • федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

  • правил безопасности;

  • государственных стандартов;

  • других нормативных правовых актов РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Проведение государственного строительного надзора входит в компетенцию федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, в полномочия которых входит проведение государственного строительного надзора.

Государственный строительный надзор осуществляется только в том случае, если последний предусмотрен при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте.

Начало проведения государственного строительного надзора приурочено к дате получения извещения о начале работ. Соответственно государственный строительный надзор прекращается датой выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

При проведении строительного надзора органом, осуществляющим государственный строительный надзор, ведется надзорное дело, в которое включаются все документы, оформляемые, а также полученные в процессе надзорной деятельности. Формирование, порядок ведения надзорных дел, а также требования, предъявляемые к документам, устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Выделяют два вида проверок:

  • проверки, проводимые на стадии строительства (реконструкции) объекта;

  • проверки, проводимые после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

К особо опасным, технически сложным и уникальным относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более 75 метров или с пролетами более 100 метров, а также вылетами консолей более 20 метров;

2) наличие более 1 подземного этажа;

3) использование конструкций и конструктивных систем, требующих применения нестандартных методов расчета с учетом физической или геометрической нелинейности либо разработки специальных методов расчета, а также применяемых на территориях, сейсмичность которых превышает 9 баллов.

Государственной проверке подлежит соблюдение:

- при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

- при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;

- при капитальном ремонте - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

Проверки, проводимые на стадии строительства (реконструкции) объекта. Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор.

Проверки проводятся в соответствии со специальной программой, а также в случае получения извещений, указанных в ч. 6 ст. 52 и ч. 3 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Программа проверок разрабатывается должностным лицом органа государственного строительного надзора. При разработке программы учитываются конструктивные и иные особенности объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, капитальному ремонту, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:

  • соблюдение требований к выполнению строительных работ;

  • соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Порядок проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;

- соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией.

При осуществлении проверок органы, осуществляющие государственный строительный надзор за строительством, могут проводить экспертизы, обследования, лабораторные и иные испытания выполненных работ и применяемых строительных материалов.

По итогам проведенных проверок в случаях выявления нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт.

Акт является основанием для выдачи предписания об устранении нарушений, выявленных в результате проверки. Предписание может быть вынесено в отношении заказчика, застройщика или подрядчика в зависимости от того, кто в данном случае несет ответственность за допущенные нарушения. Акт проверки и выданное на его основании предписание составляются в 2 экземплярах.

Акт должен содержать приложения документов, составленные либо полученные в процессе проведения проверки. Все документы, составленные в результате проведения проверки, должны быть составлены в двух экземплярах, кроме того, копии документов, составленные либо полученные в процессе проведения проверки, должны быть переданы заказчику, застройщику или подрядчику.

Предписание в обязательном порядке должно содержать:

  • вид нарушения;

  • ссылку на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт;

  • ссылку на проектную документацию;

  • строительные или иные требования, которые нарушены;

  • срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

В случае, если в результате проведения проверки не выявлены нарушения, данные о проверке заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.

Также следует отметить, что вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле органа государственного строительного надзора.

Проверки, проводимые после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства. Данная проверка является итоговой и проводится после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства. Органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

По итогам проведенной проверки орган государственного строительного контроля, в случае если не были допущены нарушения строительных норм и правил, выдает заключение о соответствии строительного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Кроме того, заключение о соответствии требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации выдается в случае, если выявленные нарушения в ходе проведенной проверки до даты выдачи заключения были устранены.

У органа государственного строительного контроля также существуют полномочия в отказе в выдаче заключения о соответствии строительного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии строительного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации выдается в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Срок для выдачи как решения об отказе в выдаче заключения о соответствии строительного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, так и самого заключения о соответствии установлен 10-дневный, с даты обращения в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения.

К решению об отказе в выдаче заключения о соответствии строительного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации строительное законодательство предъявляет определенные требования. Так, оно в обязательном порядке должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.

Данные документы составляются в 2-х экземплярах, соответственно подписанных должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим проверку (итоговую), и утверждаются распоряжением (приказом) органа государственного строительного надзора. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии строительного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации может быть обжаловано в судебном порядке застройщиком или заказчиком.

Органы государственного строительного надзора ведут единую информационную систему, в которую вносятся все данные, полученные в результате проведенных проверок соответствия строительного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Кроме того, следует остановиться на полномочиях должностных лиц органов строительного надзора при проведении проверок соответствия строительного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Так, должностные лица органов строительного надзора имеют право:

  • 1) беспрепятственно посещать объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;

  • 2) требовать от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;

  • 3) требовать от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;

  • 4) составлять по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;

  • 5) вносить записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;

  • 6) составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, которые предусмотрены законодательством РФ об административных правонарушениях;

  • 7) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ.

Так как должностные лица органов государственного строительного надзора обладают определенными правами и полномочиями, соответственно законодательство устанавливает и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Порядок привлечения к ответственности, а также вид ответственности установлен законодательством РФ. Следует отметить, что судебная практика по делам о привлечении к ответственности за самовольное строительство по результатам осуществления административного контроля в настоящее время весьма обширна.

К оглавлению страницы

...Назад | Далее...

 

коттеджи.. общественные здания.. входные группы.. интерьеры
3d визуализация.. вакансии.. заказчику..
АРХ-юмор... интересные статьи... стоимость проектирования...
начало...... карта сайта...... история архитектуры...... контакты

©2010-2011 Аrchitect4U проектная мастерская (ООО "Архитектура для Вас").

Электронная почта: info@architect4u.ru       Телефон: +7 (499) 755 80 85